Цифровые технологии помогли Британскому музею сделать доступной статую XV века до н.э.

Британский музей создает копии ценнейшего экспоната из своей коллекции - статуи сына правителя Халеба Идрими, жившего в XV веке до н.э. Цифровую может увидеть любой интернет пользователь, а для передвижных выставок создается точная реплика изваяния в натуральную величину



Скульптура Идрими, сына правителя Халеба (XV в. до н.э.). Фото: Tracey A. Howe

Рассмотреть во всех подробностях 3,5-тысячелетнюю статую беженца из Халеба (Алеппо), в течение 80 лет не покидавшую Британский музей, теперь может любой интернет-пользователь. С помощью новейших технологий фотограмметрии и трехмерного сканирования музей создал точные трехмерные изображения Идрими — жившего в XV веке до н.э. сына правителя Халеба (на территории современной Сирии), вынужденного бежать во время войны из родного города и впоследствии захватившего власть в Алалахе (на юге современной Турции). Трехмерные изображения и цифровой макет фигуры доступны на онлайн-платформе Sketchfab.

Обнаруженная при раскопках Алалаха в 1939 году британским археологом Леонардом Вулли, статуя Идрими считается одной из жемчужин музейной коллекции. Значительная часть ее поверхности покрыта автобиографией правителя древнего аморейского (западносемитского) царства Ямхад длиной в 104 строки. Она повествует о его скитаниях и позднейших военных победах. Ученые считают этот текст важнейшей клинописной находкой. «Политические автобиографии исторических личностей не встречались на Ближнем Востоке, в тот период уж точно, — говорит Джеймс Фрезер, куратор выставочных проектов из отдела Ближнего Востока.

Состояние скульптуры не позволяет выдавать ее другим музеям или выставлять без спецзащиты. Изваяние из магнезита, мягкого и хрупкого камня, хранится под стеклом. «В пыли содержится влага, при взаимодействии с которой слоистый камень разрушается», — объясняет Фрезер. Но стекло мешает изучению текста. До последнего времени историки полагались на старые фотографии и прорисовки. «Цифровой макет совершит революцию в исследовании этого памятника, — считает куратор. — Ученые смогут читать текст так, будто держат статую в руках и водят пальцем по строкам». Кроме того, цифровая копия — прекрасный ориентир для реставраторов, точно отражающий состояние скульптуры на 2017 год.

Помогавшая музею организация Factum Foundation, специализирующаяся на регистрации данных и создании точных реплик исторических памятников, использовала два метода: ближнюю фотограмметрию, представляющую собой создание многочисленных снимков под разными углами, и сканирование, позволяющее получить трехмерные данные при помощи проецирования паттернов на поверхность предмета. Factum Foundation работает над созданием копии Идрими в натуральную величину, которую покажут на передвижной выставке, посвященной Сирии. Подготовленная британской благотворительной организацией Making Light, выставка откроется в Лондоне, а затем отправится в путешествие по стране: Ковентри, Манчестер, Кардифф, Глазго.

«Мощная фигура Идрими — пример жизнестойкости человечества и культуры, а также символ тех, кому, в прошлом или в настоящем, пришлось бежать из дома на чужбину», — говорит основатель организации Джессика Покок. Реплика Идрими не войдет в коллекцию Британского музея, Factum Foundation подарит ее Making Light.

Мраморные львы с надгробия Карла V в аббатстве Сен-Дени были проданы на Christie’s более чем за 9 млн фунтов




Два мраморных льва с надгробия карла V всен-Дени, Франция/Сhristie‘s

«Редкие предметы прикладного искусства Christie’s выделяет в отдельные «Выдающиеся торги» (The Exceptional Sale) — они прошли в Лондоне 6 июля. Топ-лотом на них стала скульптурная группа из двух мраморных львов с надгробия Карла V в аббатстве Сен -Дени – ее продали за 9,3 миллиона фунтов».

До сих пор их облик был известен лишь по гравюре XVIII века. Карл V, прозванный Мудрым, отличался набожностью и необычным для средневекового правителя интересом к искусству. Едва вступив на престол, он заказал лучшему скульптору того времени Андре Боневё четыре фамильных надгробия для аббатства Сен-Дени, включая собственное. Заказ был исполнен в 1364–1366 годах, причем, по мнению исследователей, надгробие Карла было единственным, которое Боневё выполнил собственноручно. После этого он покинул Францию и работал во Фландрии и Англии. Во время Великой французской революции в 1793 году королевские гробницы были осквернены и большинство их разрушено. Надгробие же Карла V удалось восстановить почти полностью — за исключением львов, стоявших у него в ногах. Точно неизвестно, когда львы были отделены от остальной композиции, но, по одной из версий, надгробие было отобрано для Музея французских монументов Александра Ленуара — медиевиста, спасшего из-под катка революции множество памятников. А львов продали с аукциона, чтобы собрать средства для музея. В 1802 году они были вывезены из Франции англичанином сэром Томасом Нивом и до настоящего времени хранились в одном частном собрании.

http://www.theartnewspaper.ru

Неизвестная скульптура Родена идеально вписалась в выставку Кифера

Необычную скульптуру Огюста Родена, одним из элементов которой стала ткань, показывают в сопровождении работ Ансельма Кифера



Фото: Pauline Hisbacq

Благодаря труду реставраторов посетители парижского Музея Родена могут впервые увидеть «Отпущение грехов» (ок. 1900) — ранее не выставлявшуюся скульптуру Огюста Родена (1840–1917). Ассамбляж из трех гипсовых фигур, драпированных тканью, соседствует с произведениями современного немецкого художника Ансельма Кифера (р. 1945) на выставке, приуроченной к юбилею Родена.

Ткань — самый хрупкий элемент двухметровой работы. Роден неплотно прикрепил ее к трем частям фигуры (торсу, голове и скале) при помощи влажного гипса. «Он не закрепил ее как следует из-за того, что гипс был очень тонким, и в результате ткань со временем сдвинулась», — говорит Кристин Лансастремер, главный хранитель парижского музея. Смещение ткани привело к отслоению гипса. Реставраторы вернули материю на ее первоначальное место и надежно закрепили на скульптуре, после чего восстановили утраченный гипс и почистили все произведение. Работы над «Отпущением грехов» оплачивались Фондом музейной реставрации — ежегодной инициативы европейской ярмарки старого искусства и модернизма TEFAF.
«Отпущение грехов» демонстрируется на выставке под стеклом, чтобы полотно не двигалось от сквозняка.

Несмотря на то что Роден использовал ткань и в других своих работах, именно это его произведение резко выделяется на общем фоне.

Фото: Pauline Hisbacq