Пасхальные традиции: почему у католиков яйца несут кролики




В Европе на Пасху яйца «приносит» кролик. | Фото: s1.babiki.ru.
В православной традиции главными символами Пасхи считаются куличи и крашеные яйца. У католиков этот праздник ассоциируется с пасхальным кроликом, несущим яйца. Каким образом это животное стало символом Воскресения Христова – далее в обзоре.



Винтажная пасхальная открытка. | Фото: 4.bp.blogspot.com.
Европейская традиция уходит своими корнями во времена язычества. Зайцы ассоциировались в древнегерманских культах с богиней плодородия Остарой (в Германии Пасха называется «Ostern»). Яйцо символизировало жизнь, а зайцы – плодовитость. В различных верованиях встречались и другие животные (лиса, петух), связанные с этим культом, но постепенно заяц «вытеснил» всех.




Винтажная европейская пасхальная открытка. | Фото: s-media-cache-ak0.pinimg.com.
По мере распространения христианства по Европе миссионеры подстраивали языческие ритуалы и обычаи под христианские праздники. С Пасхой произошло тоже самое. Языческий праздник весеннего равноденствия и чествование богини Остары «вплели» в контекст воскресения Иисуса Христа. Зайцы тоже «перекочевали» в христианскую традицию. Они изменили свой облик на домашних кроликов, но яйца нести не перестали.




Georg Frank von Frankenau - немецкий профессор, написавший трактат о пасхальных яйцах. | Фото: p-syutkin.livejournal.com.
Первые письменные упоминания о том, что кролики на Пасху приносят яйца, относятся к концу XVI- началу XVII веков. Впервые пасхальные традиции были официально задокументированы в 1698 году немецким профессором Георгом Франком фон Франкенау (Georg Frank von Frankenau). Его трактат назывался «О пасхальных яйцах» («De ovis paschlius»). Он писал: «В Южной Германии, в Эльзасе, в Пфальце, а также в некоторых соседних с ними областях и в Вестфалии эти яйца называются заячьими. Детям рассказывают, что пасхальный заяц их сносит, а затем прячет в траве и кустах. Это заставляет малышей искать их с еще большим рвением на потеху взрослым». Современные немцы ревностно соблюдают эту традицию каждый год.


В Америке и Европе детей на Паху поздравляет пасхальный кролик. | Фото: mentalfloss.com.

В Америке о пасхальных кроликах узнали с прибытием голландских поселенцев в 1770-х годах. Со временем кролик кроме яиц стал «приносить» шоколад и игрушки.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/140417/34173/

Юрий Веденин и «Хранители наследия» получат Премию имени Алексея Комеча

Вручение премии за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России состоится сегодня, 14 апреля, в Библиотеке иностранной литературы им. М.И.Рудомино





Лауреатом Премии имени Алексея Комеча 2017 года в первой номинации стал Юрий Веденин, ведущий специалист по охране культурного наследия России, ученый, один из создателей Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, которым он руководил более 20 лет. Во второй номинации жюри отметило работу сетевого издания «Хранители наследия», редакцией которого руководят Константин Михайлов и Евгения Твардовская. Как отмечается на сайте премии, созданный ими в 2014 году портал «к настоящему времени вышел на лидирующие позиции среди сетевых ресурсов российского интернета, пропагандирующих бережное отношение к культурному наследию и публично выражающих позицию градозащитников России по актуальным вопросам их деятельности».

Напомним, что Премия имени Алексея Комеча — российского искусствоведа, посвятившего жизнь изучению и популяризации культурного наследия, вручается с 2008 года за общественно значимую работу и достижения в области сохранения культурного наследия: архитектуры, археологических объектов, достопримечательностей, а также заповедников и музеев. Победитель награждается дипломом и денежным призом.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4357/

Раритеты гнезда Петрова : какие точно издания читал первый русский император?


Альбом, вышедший на французском, исследует без малого три сотни книг, с большой вероятностью бывавших непосредственно в руках Петра Великого и составивших его творческую лабораторию




Карел Аллард. Новое голландское кораблестроение. Фото: Алексей Мелентьев

В начале 2000-х годов по инициативе Ольги Медведковой (CNRS, Париж) был начат международный научный проект по изучению и публикации важнейшего исторического источника XVIII века — книжного наследия Петра I. Изданы уже два тематических номера журнала Cahiers du Monde russe, в 2006 и 2010 годах. А в конце 2016 года проект увенчался выходом 750-страничного альбома с богатыми иллюстрациями и точнейшими многоуровневыми научными сведениями.

Его основу составляет каталог выявленных на сегодня петровских изданий. Уникальность их публикации в том, что это экземпляры, с большой вероятностью бывавшие непосредственно в руках Петра Великого и составившие его творческую лабораторию. Эти без малого три сотни книг, больше половины из которых по архитектуре, лежат в основе идеологии и художественной воли, согласно которой строился Петербург и европеизировалась Россия.

В строгом смысле речь не может идти о библиотеке как таковой. Был нескончаемый поток книг, разыскиваемых царем через европейских агентов, привози­мых из путешествий и захватываемых в виде трофеев, одолженных у придворных и преподнесенных в дар иностранными купцами. Петр читал их, перечитывал, пролистывал, цитировал, ставил в пример, давал как образец, брал в дорогу и отсылал в перевод на русский язык. Царь тратил большие средства на приобретение книг, однако библиофилом не был и своего книжного знака не имел.

Трактак по фортификации Алена Манессона Малле, изданный в Амстердаме в 1684 году
Фото: Алексей Мелентьев

Раньше историки суммировали сведения из фрагментарных архивных описей и инвентарей, составленных в большинстве своем после смерти царя и оказывавшихся неточными. Обходя общие формулировки и спотыкаясь на множестве утрат, они приходили к рассеянным по современным книгохранилищам «петровским» томам и альбомам гравюр, никогда не имея полной уверенности в точности своих находок. Расплывчатые «петровские» признаки не позволяли сделать однозначно точную «историческую реконструкцию» круга чтения царя. Основным критерием нового отбора стала принадлежность экземпляра к первоначальным фондам Библиотеки Академии наук. Каталог составлен Ириной Хмелевских (БАН, СПб) по схеме, разработанной Ольгой Медведковой на основе мировой научной практики описания книг по архитектуре. Впервые «петровские» издания описаны максимально подробно, для этого применена методика, близкая к работе с рукописями. Каждый том описан как уникальный материальный экземпляр с индивидуальными особенностями печати и переплета, лакунами, пометами владельцев, маргиналиями.

Исследование Петр Первый и его книги: европейские искусства и науки в царской библиотеке (Pierre Le Grand et ses livres:Les arts et les sciences de l’Europe dans la bibliothèque du Tsar / Sous la direction de Olga Medvedkova. Paris: CNRS/Alain Baudry et Co, 2016. На французском языке)

Изданная в Париже работа подходит к петровским книгам как к новому источнику динамичного типа. В ее названии нет упора на слово «библиотека». На титуле стоит «Петр Великий и его книги: европейские искусства и науки в царской библиотеке», что символично. Труд изначально видится авторам не как описание книг, а как изучение изложенных в них знаний и оперирование историческим контекстом их применения. Это не итоговое исследование, ставящее целью закрыть воображаемый список книг. Это открытый проект исторического познания, всецело соприродный логике мышления Петровской эпохи. Он нацелен на максимально широкую формулировку вопросов, связанных с осмыслением европейских знаний в России первой трети XVIII века. Он порождает целый веер дальнейших исследований, среди которых проблематика практического использования книг, их тематики, взятых на вооружение цитат и образов, круга работавших с книгами лиц, сфер применения знаний и так далее. Для полноты картины в ряд описанных здесь источников вскоре должны быть добавлены петровские книги русской печати, манускрипты, а также перевезенные в 1820-х в Финляндию труды по богословию, истории и юриспруденции.
Конкретные книжные экземпляры расширяют наши знания о личности Петра и духе его преобразований, позволяют отказаться от ряда шаблонов и штампов в трактовке причин и смыслов петровских деяний и деятельности «птенцов гнезда Петрова», того, как это привело к созданию здесь собственной уникальной культуры, наполненной четкими универсальными знаниями, но трактованными с местным колоритом, того, в каком ключе картины Европы, воображенной Россией на основании книг, теперь могут быть заново осмыслены в европейском контексте — как пристрастный взгляд на себя со стороны, как образ себя другого.

Слепок прижизненной маски Петра Великого, изготовленной скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году Фото: Алексей Мелентьев

Исследование было сов­местным, а потому французская книга имеет русский аналог. В конце 2016 года БАН издала свою версию каталога Ирины Хмелевских в двух томах и трех книгах с черно-белыми иллюстрациями под заглавием «Библиотека Петра Великого: западноевропейские печатные книги». Не сумев уйти от слова «библиотека» в титуле, авторы российской версии полностью отказались от перевода статей западных исследователей и сосредоточились на публикации уточненного списка книг и конкордации инвентарных шифров.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4355/

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ХУДОЖНИК ИВАН ШКВАРОК


художник Иван Шкварок картины - 01
Пейзажи, натюрморты, улицы Питера в галерее работ замечательного художника.
Художник Иван Иванович Шкварок родился в 1966 году в Ивано-Франковской области (УССР), учился Косовском техникуме народных художественных промыслов на отделении обработки кожи.
В 1994 году Иван Шкварок закончил отделение моделирования костюма в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной. Во время учебы много писал и участвовал в выставках, серьезно увлекся «гладкой живописью».
Сегодня картины художника находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
А ещё художник преподаёт детям живопись масло в школе № 246 города Санкт-Петербурга.

художник Иван Шкварок картины - 02

художник Иван Шкварок картины - 03художник Иван Шкварок картины - 04художник Иван Шкварок картины - 05художник Иван Шкварок картины - 06художник Иван Шкварок картины - 07художник Иван Шкварок картины - 08художник Иван Шкварок картины - 09художник Иван Шкварок картины - 10художник Иван Шкварок картины - 11художник Иван Шкварок картины - 12художник Иван Шкварок картины - 13художник Иван Шкварок картины - 14художник Иван Шкварок картины - 15художник Иван Шкварок картины - 16художник Иван Шкварок картины - 17художник Иван Шкварок картины - 18художник Иван Шкварок картины - 19художник Иван Шкварок картины - 20художник Иван Шкварок картины - 21художник Иван Шкварок картины - 22художник Иван Шкварок картины - 23художник Иван Шкварок картины - 24художник Иван Шкварок картины - 25

Третьяковская галерея готовит серию выставок в Казани

В планах — выставка «Гений века», посвященная первым десятилетиям ХХ столетия, большой показ передвижников, а также ретроспектива Булата Галеева, которую покажут и в Москве



Михаил Врубель. «Царевна Лебедь». 1900. Холст, масло. 142,5×93,5. ГТГ

Первым проектом в рамках сотрудничества Государственной Третьяковской галереи и Республики Татарстан станет выставка «Гений века», которая пройдет в Казанском кремле и залах центра «Эрмитаж-Казань» с 29 апреля по 26 сентября. Здесь покажут более 80 произведений начала ХХ века, в том числе работы Михаила Врубеля, Наталии Гончаровой, Петра Кончаловского, Константина Коровина, Михаила Ларионова и Кузьмы Петрова-Водкина. Эмблемой и жемчужиной выставки, как отмечает пресс-служба Третьяковки, станет «Царевна Лебедь» Врубеля. Как и многие другие произведения, которые отправятся в Казань, эта картина является неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея и редко покидает его стены, подчеркнули в Третьяковской галерее.

Директор музея Зельфира Трегулова в комментарии TANR уточнила, что выставка «Гений века» — совместный проект с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан. «Мы постарались объединить свое собрание с великолепным собранием Музея изобразительных искусств Татарстана — одним из лучших в России, представляющих художественные достижения ХХ века. Впервые за десятилетия у нас появилась возможность в одной экспозиции показать парные вещи или работы из серий. Так, например, „Провинциальная франтиха“ Михаила Ларионова из Казани встретится с „Провинциальным франтом“ из нашего собрания. Или другой пример: „Еврейская лавочка“ (картина Наталии Гончаровой 1912 года. — TANR) из Третьяковской галереи объединится с картиной „Шабат“ той же серии», — рассказала руководитель московского музея.

В рамках казанского проекта отдел новейших течений Третьяковской галереи в сотрудничестве с НИИ «Прометей» из Казани и Политехническим музеем планирует провести выставку, посвященную творчеству «пионера светомузыки» Булата Галеева (1940–2009). В 2017 году ее можно будет увидеть и в столице, на одной из площадок Третьяковки, и в Казани. В музее отметили, что серьезная ретроспектива Галеева, наследовавшего достижениям русского авангарда, стала возможной только сейчас, с развитием современных мультимедийных технологий, позволяющих воссоздать ряд произведений на основе чертежей ученого и художника, а также реализовать те его идеи, которые существовали лишь на бумаге. Зельфира Трегулова подчеркнула, что цель выставки — не только привлечь внимание к фигуре художника, но и поспособствовать тому, чтобы в Татарстане был создан музей Булата Галеева.

Третью выставку проекта, которая будет основана на самой главной и старой части коллекции Третьяковской галереи — работах русских художников второй половины XIX века, планируется провести в 2017–2018 годах также в пространствах Казанского кремля и центре «Эрмитаж-Казань». «Эта выставка не должна выглядеть как традиционный показ передвижников. Мы хотим попробовать посмотреть по-новому на само это явление, что особенно важно в преддверии большого проекта, посвященного 100-летию Товарищества передвижных художественных выставок, которое мы будем отмечать в 2020 году», — сообщила Трегулова.

Директор ГТГ уточнила, что все выставки будут сопровождаться серьезными образовательными программами. «С нами выезжает действительно лучший состав исследователей. Лекции читают не просто методисты образовательного отдела, но доктора и кандидаты наук. Опыт показывает, что именно после таких проектов люди начинают сильнее ценить коллекции своего регионального музея и коллекции, которые в нем находятся», — отметила Зельфира Трегулова.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4353/

Мечети – настоящие шедевры архитектуры

Несмотря на свое религиозное предназначение, многие мечети представляют собой также и памятники архитектуры, служащие настоящим украшением города, в котором они были построены. Ниже представлены 17 наиболее впечатляющих исламских сооружений со всего мира.Мечети - настоящие шедевры архитектуры


Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Голубая мечеть, Стамбул, Турция.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Хасана II, Касабланка, Марокко.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Религиозный центр Дианет, Ланхэм, США.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Исламский центр, Риека, Хорватия.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть султана Кабуса, Маскат, Оман.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Заповедная мечеть, Мекка, Саудовская Аравия.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, ОАЭ.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Лалы Мустафы Паши, Фамагуста, Кипр.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Кул-Шариф, Казань, Россия.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Муххамеда Али, Каир, Египет.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Центральная мечеть Кёльна, Кёльн, Германия.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Джама-масджид, Нью-Дели, Индия.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Путра, Путраджая, Малайзия.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Тубы, Туба, Сенегал.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры
Мечеть Вазир Хана, Лахор, Пакистан.
Мечети - настоящие шедевры архитектуры

Мечеть Селат Мелака, Малакка, Малайзия.