Московские антикварные торги октября: от Гоголя и «Азбуки» до Айвазовского и Герасимова

Пейзажи Жуковского и Грабаря в «Совкоме», прижизненное издание сборника «Арабески» Николая Гоголя в «Литфонде», театральная графика Мстислава Добужинского у «Кабинета» и подборка изданий, посвященных революции, в Аукционном доме Егоровых



Давид Штеренберг. «Натюрморт с флейтой». 1930–1940-е. Фото: «Совком»

Станислав Жуковский. «Начало июня». 1906. Фото: «Совком»
«Совком», «Русское и советское искусство», 19 октября

Осенняя коллекция «Совкома» традиционна для этого аукционного дома — 100 с небольшим лотов дореволюционного и советского искусства по большей части классического толка, от среднерусских пейзажей и цветочных букетов до лежащих обнаженных и пионеров за шахматной доской.

В топ-лотах — полутораметровый пейзаж лучшего из левитановских учеников Станислава Жуковского «Начало июня» 1906 года ($100–150 тыс.). Помимо безусловных художественных достоинств, картина обладает примечательным провенансом: в 1924 году она участвовала в легендарной выставке русского искусства в США, которая с успехом прошла сначала в Нью-Йорке, а затем еще два года гастролировала по разным городам, благодаря чему многие работы осели в американской глубинке и до сих пор время от времени всплывают на международных аукционах. В пандан к летнему лесу Жуковского выступают заснеженные ели Игоря Грабаря на картине «Зима» 1953–1954 годов ($200–300 тыс.). Еще один топ-лот — «И.В.Сталин и А.М.Горький на прогулке» советского «придворного» живописца Александра Герасимова ($100–200 тыс.). Написанная в 1948 году, через десять лет после знаменитых «вождей после дождей» (монументальное полотно Герасимова «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле» 1938 года, хранящееся сейчас в Третьяковской галерее, в народе прозвали «два вождя после дождя»), картина представляет камерную, если не сказать пасторальную, вариацию сюжета.

Будет на торгах и другой полюс советского искусства середины прошлого века. «Натюрморт с флейтой» Давида Штеренберга ($150–300 тыс.), написанный в 1930–1940-е годы на фоне разворачивавшейся борьбы с формализмом, еще несет черты более ранней экспрессии. «Композиция» («Я есъм») Татьяны Глебовой ($100–150 тыс.) — образец перенятого у Павла Филонова звучного многоголосия, помноженного на личные философские размышления.

Традиционно для «Совкома» присутствие в каталоге большого числа недорогих работ известных художников: Артура Фонвизина ($3–5 тыс.), Дмитрия Налбандяна ($3–5 тыс.), Петра Оссовского ($5–10 тыс.) и других. Также интересен скульптурный блок, где представлены камерные работы Елены Янсон-Манизер, Николая Томского и Михаила Аникушина.

Владимир Лебедев. «Азбука». 1925. Фото: «Литфонд»

Николай Гоголь. «Арабески». 1835. Фото: «Литфонд»
«Литфонд», «Редкие книги, автографы, фотографии и открытки», 19 октября

Внушительные по объему букинистические торги — основная специализация «Литфонда» — содержат более 450 лотов. Представлены разные эпохи и жанры — от дарственной грамоты Петра I боярину Апраксину до французского издания «Совершенно неприличных гравюр», от собраний сочинений Плутарха и Овидия до детских сказок с иллюстрациями Ивана Билибина. Самый дорогой лот аукциона — редкое прижизненное издание Николая Гоголя, сборник «Арабески» 1835 года (4–4,5 млн руб.). Два тома в аутентичных кожаных переплетах объединяют разные произведения классика: статьи по искусству, литературную критику, несколько повестей и рассказов. Лот интересен еще и тем, что в обоих томах сохранены издательские гравированные обложки, а происходит он из библиотеки поэта и едва ли не лучшего переводчика XIX столетия Александра Струговщикова (его переводы Шиллера и Гете восхвалял Белинский, а утонченная внешность известна нам по знаменитому портрету Брюллова).

Среди роскошно изданных фолиантов — рукописный Коран, исполненный в Сирии в 1858 году по христианскому летоисчислению и в 1275 году по мусульманскому. Тексты рукописи заключены в золоченые рамки с растительным орнаментом (400–450 тыс. руб.).

От эпохи авангарда на торгах редкая «Азбука» Владимира Лебедева — лаконичная по исполнению и подчеркнуто аполитичная, несмотря на 1925 год издания (800–850 тыс. руб.). К этому же периоду (1927 год) относится самая редкая книга Владимира Маяковского, впервые появившаяся на открытых российских торгах, — «История Власа — лентяя и лоботряса» с рисунками Наталии Ушаковой, в которых родители главного героя «срисованы» с Михаила Булгакова и его жены Любови Белозерской (480–500 тыс. руб.).

Среди многочисленных автографов начала ХХ века можно выделить инскрипт «Михаилу Алексеевичу Кузмину в виде взятки от любящего его Н.Гумилева», сделанный на единственном прижизненном сборнике стихотворений переводчицы Каролины Павловой (1,1–1,2 млн руб.).

Мстислав Добужинский. Эскиз костюма к балету «Половецкие пляски» в постановке Михаила Фокина. 1957. Фото: «Кабинетъ»

Мстислав Добужинский. Эскиз оформления гостиной в имении Натальевка сахарозаводчика П.И.Харитоненко в Харьковской губернии. 1916. Фото: «Кабинетъ»
«Кабинетъ», «Русское искусство XIX — начала ХХ века», 20 октября

Аукцион дома «Кабинетъ», который по-прежнему проводится в ЦДХ, представляет довольно компактную (87 лотов) подборку живописи и графики, в основном самого ходового на русском рынке периода, конца XIX — начала ХХ века. В топ-лотах — тщательно исполненные академические пейзажи: большой «Летний вечер» Петра Суходольского (2–2,5 млн руб.), залитый мягким светом «Скалистый берег» Арсения Мещерского (1,65–1,9 млн руб.). Иван Айвазовский представлен крошечной (3,3х4,5 см) зарисовкой «Парусник в море», выполненной в императорской резиденции в Ливадии и закрепленной в овальный медальон — изящное украшение от знаменитого мариниста (490–600 тыс. руб.). Также на торгах — открыточного размера пейзаж Василия Поленова — этюд, выполненный в его любимом имении на Оке (465–490 тыс. руб.), — и совместная работа отца и сына Коровиных «Цыгане из Рёшмы» (1,42–1,8 млн руб.).

В графическом блоке заслуживают внимания изящная итальянская акварель Альберта Бенуа «Берег моря в Санта-Маргерита-Лигуре» (1,1–1,5 млн руб.), а также двусторонний рисунок Зинаиды Серебряковой с пейзажем, выполненным в Нескучном, на одной стороне и набросками обнаженной женской фигуры на обороте (1,9–2,2 млн). Значительная часть каталога отдана театральной графике Мстислава Добужинского.

«Герои и жертвы революции» с короткими стихами Владимира Маяковского и 18 рисунками Ксении Богуславской и Ивана Пуни. 1918. Аукционный дом Егоровых

Василий Поленов. «Закат на Оке. Пейзаж с лодками». 1916–1917. Фото: Аукционный дом Егоровых
Аукционный дом Егоровых, «Живопись и графика», 24 октября, «Книги и печатные раритеты», 25 октября

Самый молодой московский аукционный дом, основанный в мае этого года, специализируется на живописи и букинистике. Живописно-графические торги включают без малого две сотни лотов, как интерьерных, так и коллекционных. Костяк аукционной подборки — работы из собрания писателя и коллекционера Владимира Лидина, в том числе акварель Леонида Пастернака «Уголки Москвы» (300–350 тыс. руб.) и «Пейзаж» Антонины Сафроновой (360–420 тыс. руб.). Среди топ-лотов аукциона — работа Поленова «Закат на Оке. Пейзаж с лодками», которая, возможно, экспонировалась на одной из передвижных выставок 1916–1917 годов (1,08–1,3 млн руб.), а также небольшая, но очень характерная зарисовка Валентина Серова «Лошади возле дома» (1,8–2,1 млн руб.). Из произведений советского периода интересна «Голова девушки» Петра Кончаловского — этюд к центральной фигуре картины 1942 года «Где здесь сдают кровь?» (420–500 тыс. руб.).

В центре букинистических торгов — подборка лотов, связанных со 100-летием Октябрьской революции. Топ-лот — изданная в 1918 году книга «Герои и жертвы революции» с короткими стихами Владимира Маяковского и 18 рисунками Ксении Богуславской и Ивана Пуни (215–270 тыс. руб.). Обобщенные изображения и емкие подписи вроде «Потрудился в октябре я // День и ночь буржуев брея» — один из первых образцов агитплаката и агитпоэзии. Брошюра распространялась бесплатно среди населения к первой годовщине революции и сохранилась в очень ограниченном количестве.

Еще один раритет — альбом «Революционная Москва», изданный к III Конгрессу Коммунистического Интернационала в 1921 году (36–45 тыс. руб.). Офорты, ксилографии, литографии, линогравюры с московскими видами выполнены преподавателями и студентами графического факультета Вхутемаса, среди которых были Владимир Фаворский и Александр Дейнека. Экземпляр принадлежал профессору факультета Ивану Павлову.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/5015/

Комментариев нет:

Отправить комментарий