Лидерами аукционов импрессионизма и модернизма в Нью-Йорке стали Бранкузи, Пикассо и Малевич

Коллекционеры из Азии, США и России охотятся за кубизмом, русским авангардом и модернистской скульптурой начала ХХ века, а импрессионисты ушли в тень



Courtesy Sotheby’s

Большую аукционную неделю в Нью-Йорке открыл 15 мая Christie’s вечерними торгами «Искусство импрессионизма и модернизма». В общей сложности они принесли $289 млн (все цены указаны с учетом комиссионных сборов). Представители аукционного дома сообщили, что это лучший результат в данной категории за семь лет. В то же время по сравнению с последними крупными торгами Christie’s в этой категории — мартовским аукционом в Лондоне — несколько снизилась доля проданных лотов: 78% против 91%.

Джорджо де Кирико. «Сон Тоби». 1917. Courtesy Sotheby’s

Самым дорогим лотом Christie’s стала бронзовая скульптура 1913 года Константина Бранкузи «Спящая муза», которая ушла с молотка за $57,4 млн. Это новый рекорд цены для произведений известного французского скульптора румынского происхождения, одного из ярких представителей Парижской школы. «Спящая муза» — первая работа художника из серии скульптур в форме яйца, своего рода визитной карточки Бранкузи и ключевого образа абстрактной скульптуры. Существует шесть версий этой скульптуры, выполненных в бронзе; они хранятся в собраниях Центра Помпиду в Париже, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Чикагского института искусств и в частных коллекциях.

Казимир Малевич. «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции». 1915. Courtesy Sotheby’s

Несколько коллекционеров боролись за портрет легендарной музы Пабло Пикассо Доры Маар, и в итоге его «Сидящая женщина в голубом платье» 1939 года ушла за $45 млн неизвестному покупателю, участвовавшему в аукционе по телефону через Ребекку Вэй, главу Christie’s в Азии. Последнее обстоятельство позволило некоторым наблюдателям предположить, что картина досталась азиатскому коллекционеру.

В остальном атмосферу в зале едва ли можно было назвать оживленной, и лоты уходили по вполне ожидаемым ценам. Впрочем, руководитель отдела продаж Christie’s Джессика Фертиг назвала этот аукцион «великой ночью кубизма», говоря о впечатляющих результатах продаж «Столика» Жоржа Брака за $10,1 млн при эстимейте $4–6 млн и композиции Василия Кандинского 1925 года за $8,3 млн при предварительной оценке $5–7 млн. Ложкой дегтя в этом ряду стало отсутствие конкуренции за «Натюрморт с механическими элементами» Фернана Леже; в итоге картина досталась единственному заинтересованному покупателю за $11,4 млн.

Константин Бранкузи. «Спящая муза». 1913. Courtesy of Christie’s

На торгах в сегменте импрессионизма и модернизма в последние годы стабильно лидирует модернизм, то есть искусство начала ХХ века, именно там случается подавляющее большинство громких продаж и рекордов. Что касается произведений импрессионистов, то на аукционе Christie’s в понедельник можно было отметить разве что продажу пейзажа Клода Моне за скромные для художника $4,7 млн. Изображение той же дороги в Лувесьене, сделанное примерно в то же время (около 1870 года) Камилем Писсарро, осталось непроданным.

Пабло Пикассо. «Женщина в кресле». Courtesy of Christie’s

На следующий день, 16 мая, состоялись вечерние торги импрессионистов и модернистов Sotheby’s, которые прошли куда более энергично, но принесли аукционному дому значительно меньше — $173,8 млн. Результат получился менее значительным, чем у конкурента, в первую очередь из-за того, что в последний момент с торгов сняли картину Эгона Шиле, на которую в Sotheby’s делали основную ставку (ранняя работа австрийского экспрессиониста «Даная», написанная в 1909 году, оценивалась в диапазоне от $30 млн до $40 млн). В итоге самым дорогим лотом стала «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции» Казимира Малевича, которая ушла с молотка за $21,2 млн. Международный директор отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Саймон Шоу отметил, что за картину 1915 года бились коллекционеры аж с трех континентов. Финальная ставка в $18,6 млн сорвала овации. Говоря об итогах аукциона, Шоу отметил, что он в восторге от той борьбы, которая развернулась в зале: в среднем за каждый лот сражались четверо покупателей. «Торги шли уверенно, а публика была интернациональной», — сказал он.

Ожесточенная битва развернулась за бронзовую скульптуру сюрреалиста Макса Эрнста: аукционист принимал ставки сразу от десяти претендентов в разных частях зала, и в конце концов цена на работу выросла до рекордных для художника $16 млн, намного превысив предварительную оценку в $4–6 млн. Победителем стал покупатель, торговавшийся по телефону.

Василий Кандинский. «Наверх и налево». 1925. Courtesy of Christie’s

Вообще последние пару дней оказались удачными для скульпторов модернизма. Новый рекорд был установлен на произведение Диего Джакометти, швейцарского архитектора и дизайнера, младшего брата прославленного скульптора Альберто Джакометти. Книжный шкаф Диего Джакометти вызвал ажиотаж среди покупателей, поднявших цену на него до $6,3 млн при эстимейте $2–3 млн.

Так же, как и на Christie’s, в разделе импрессионистов Sotheby’s не случилось ничего примечательного: опять Клод Моне, чьи очередные «Кувшинки» еле-еле дотянули до нижнего эстимейта в $14 млн.

Неделя крупнейших торгов в Нью-Йорке продолжается. Посмотрим, как в ближайшие дни пройдут вечерние аукционы современного искусства.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4506/

Комментариев нет:

Отправить комментарий