От Тихого океана до Атлантики. В Мюнхене проходит выставка послевоенного искусства

Дом искусства подготовил масштабный проект о влиянии Второй мировой на мировоззрение художников всего мира


Wolf Vostell German View from the Black Room Cycle, 1958-63 Courtesy of Berlinische Galerie, Berlin

Atsuko Tanaka Electric Dress, 1956 (Reconstruction 1986) Courtesy of Kanayama Akira and Tanaka Atsuko Association

Francis Newton Souza Degenerates, 1957 Courtesy of Aicon Gallery

Roy Lichtenstein Atmoic Burst, 1965 Courtesy of Modern Art Museum of Fort Worth

Robert Indiana The Confederacy Alabama, 1965 Courtesy of Morgan Art Foundation / ARS, New York / VG Bild-Kunst, Bonn 2016

Lygia Clark Contra Releva (Counter Relief), 1959
 Courtesy of 
Lygia Clark Foundation

Francis Bacon Fragment of a Crucifixion, 1950
 Collection Van Abbemuseum, Eindhoven, The Netherlands Courtesy of The Estate of Francis Bacon

Маруки Ири и Маруки Тоши. Огонь. (Панель II). Из серии «Хиросима». 1950–1982

Вторая мировая война, закончившаяся разгромом Германии и Японии, вызвала такие тектонические сдвиги в мире, что он до сих пор живет в их политических и экономических парадигмах. Очень сильно повлияла война и на искусство. «Писать стихи после Освенцима — это варварство», — заявил немецкий философ Теодор Адорно в 1951-м. Однако творцы, в том числе художники, посчитали иначе — послевоенное искусство не только активно выстраивало новые художественные стратегии, но и возвращалось к травматической памяти войны. Выставка «Послевоенное искусство. От Тихого океана до Атлантики. 1945–1965» в Доме искусства в Мюнхене представляет панораму искусства обозначенного периода, при этом, по словам Оквуи Энвезора, директора институции и куратора с международным именем, она раздвигает его географические границы и усложняет картину.

Обычно послевоенную ситуацию принято считать биполярной: Европа уступила пальму первенства в искусстве США, а мир разделился на коммунистический и капиталистический лагеря, конкурировавшие в области культуры идеями соцреализма и абстракционизма.

Однако Энвезор считает, что реальность была куда разнообразнее. «Вторая мировая война была глобальной, она затронула и Африку с Азией и Австралией, а не только Европу и Америку. История культуры тоже глобальна. Однако когда вы приходите в западный музей, то видите там европейское или американское искусство. Остальной мир либо отсутствует, либо ютится на задворках экспозиции», — говорит куратор.

Обширный проект (более 350 произведений живописи и скульптуры, инсталляции, видео и перформансы 180 авторов из 50 стран) — первая попытка представить сложную картину послевоенного мира. На искусство серьезно повлияла не только политика, но также технологические вызовы и сложные системы коммуникаций, массовая культура и массмедиа.

Выставка из восьми тематических блоков, помимо работ таких звезд, как Йозеф Бойс, Виллем де Кунинг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, включает работы художников из Африки, Азии и с Ближнего Востока. «Все начинается со времени „Ч“, с художников, откликнувшихся на темы войны, холокоста, атомной бомбы», — говорит Энвезор. Как Маруки Ири и Маруки Тоши, на протяжении 30 лет создававшие серии живописных панно с каждодневной фиксацией последствий сброса атомной бомбы на Хиросиму. Здесь же работы Генри Мура, Барнетта Ньюмана, Эдуардо Паолоцци.

Другие блоки посвящены новым материалам в искусстве, новой концепции человека, борьбе за независимость колониальных стран. «Я не стремился окрасить послевоенное время в мрачные тона, просто хотелось показать правдивую и полную историю, не обходя ее темных сторон», — поясняет Энвезор, реализовавший этот проект с Ульрихом Вильмесом, куратором Дома искусства, и Кэти Зигель из Художественного музея в Балтиморе.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4099/

Комментариев нет:

Отправить комментарий