Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине



В. Васнецов. Богатыри, 1898 | Фото: artchive.ru
Одной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей», которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи.




В. Васнецов. Баян, 1910 | Фото: artchive.ru
Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».




В. Васнецов. Единоборство Пересвета с Челубеем, 1914 | Фото: artchive.ru
Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.




В. Васнецов. Богатырский скок, 1914 | Фото: artchive.ru
Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.




В. Васнецов. Богатырь, 1870 | Фото: muzei-mira.com
В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.




В. Васнецов. Прощание Олега с конем. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина, 1899 | Фото: artchive.ru
Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.




В. Васнецов. Гусляры, 1899 | Фото: artchive.ru
Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.




В. Васнецов. Битва скифов со славянами, 1881 | Фото: artchive.ru
Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».




В. Васнецов. Витязь на распутье, 1882 | Фото: muzei-mira.com
В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.



В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 | Фото: muzei-mira.com
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/021216/32475/

Музей Клиффорда Стилла впервые устраивает выставку рисунков

Художник оставил столь строгие инструкции насчет своих произведений, что популяризовать его искусство непросто




Чтобы завести у себя музей Клиффорда Стилла, город Денвер обязался не продавать ни одной картины. Courtesy of Clyfford Still Museum


Даже через пять лет после открытия Музея Клиффорда Стилла большая часть его коллекции толком так и не изучена. А это более 300 картин классика абстрактного экспрессионизма и объемные архивы. «Многие его холсты до сих пор пахнут так, будто не просохли: мы первыми развернули эти работы, скрученные еще художником, — говорит Дин Собел, директор музея. — Иногда кажется, что мы опережаем наших посетителей не больше, чем на пять минут».

При жизни Стилла круг ценителей его творчества был крайне узок из-за категорического отказа художника отдавать свои работы на выставки. Музей открылся в ноябре 2011 года, и его кураторам пришлось балансировать между желанием привлечь широкую аудиторию и в то же время не отойти от строгих принципов Стилла относительно того, каким должно быть музейное искусство.

В сентябре этого года девять самых значимых работ Клиффорда Стилла отправились в лондонскую Королевскую академию художеств на самую крупную за последние полвека европейскую выставку абстрактного экспрессионизма. Стилл — один из тех, кто положил начало сугубо абстрактным композициям, однако вклад художника по-прежнему недооценен, если сравнивать с его современниками. По словам Собела, завещание Стилла, касающееся вывоза работ после его смерти, «неоднозначно». Поэтому после консультаций с попечительским советом, мэрией Денвера и детьми художника в музее решили устроить картинам гастроли. Возможные обмены между музеями, по словам директора, рассматриваются индивидуально, но пока в ближайшем будущем ничего не планируется.

В завещании Стилл пообещал оставить 95% произведений американскому городу, который согласится создать музей исключительно для его работ, «с условием, что ни одна из картин... не будет продана, передана в дар или обменена на что-то другое».

Пока лучшие экспонаты из собрания гостят в Лондоне, музей устраивает первую в истории выставку рисунков Стилла. В апреле Марк Брэдфорд, художник из Лос-Анджелеса, организует выставку холстов Стилла, посвященную черному цвету.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/3820/

ХУДОЖНИК RENÉ CHARLES EDMOND HIS. ПЕЙЗАЖИ, КОТОРЫЕ ОЧАРОВЫВАЮТ

художник René Charles Edmond His картины -2-01
Лесные тропинки и дорожки старых английских парков на картинах известного художника.
художник René Charles Edmond His картины -2-02
художник René Charles Edmond His картины -2-03художник René Charles Edmond His картины -2-04художник René Charles Edmond His картины -2-05художник René Charles Edmond His картины -2-06художник René Charles Edmond His картины -2-07художник René Charles Edmond His картины -2-08художник René Charles Edmond His картины -2-09художник René Charles Edmond His картины -2-10художник René Charles Edmond His картины -2-11художник René Charles Edmond His картины -2-12художник René Charles Edmond His картины -2-13художник René Charles Edmond His картины -2-14

ХУДОЖНИК ДЖОН КОЛЬЕР. МИФЫ И СТАРИННЫЕ ЛЕГЕНДЫ


Спящая красавица

John Maler Collier – английский живописец, который жил на рубеже девятнадцатого и двадцатого века, один из самых известных художников Братства прерафаэлитов.

Джон Кольер родился в январе 1850 года в родовитой семье сэра Роберта Кольера, который носил титул первого барона и слыл уважаемым судьей. Барон Кольер, в свободное время, увлекался живописью.

Джон был младшим ребенком барона, а потому знатный титул, в соответствии с законом, мог перейти только к старшему сыну сэра Роберта.

Что оставалось Джону Кольеру? Получить хорошее образование! И Джон закончил престижный Гейдельберский университет, изучал живопись в знаменитой лондонской Школе Слэйда. После окончания Школы будущий знаменитый художник уехал в Париж, а после Парижа – в Мюнхен, в знаменитую академию.

В возрасте 29 лет Джон женился на дочери знаменитого зоолога Томаса Генри Хаксли. Брак был счастливым, но коротким – после родов Мэриан (супруга художника) впала в затяжную депрессию, а потом заболела пневмонией. В 1887 году Джон Кольер овдовел.

А через два года женился на младшей сестре покойной жены. В Великобритании такой брак был вне закона, а потому художник сочетался новым браком в Норвегии.

От первого брака у Джона осталась дочь, «новая» жена родила ещё двоих детей: дочь и сына. Сын с 1939 года по 1950 годы был английским послом в Норвегии.

Нужно сказать, что Кольер всю свою жизнь был востребованным и очень успешным портретистом. По заказам крупных политиков и бизнесменов Джон написал просто огромное количество портретов.

А ещё были жанровые полотна с элементами просто чрезмерной назидательности (такая была мода), полотна на мифологические и исторические темы.

Самой знаменитой картиной Джона Кольера стала «Леди Годива», по мотивам очень старой английской легенды (примерно двенадцатого века).

Жил такой граф Леофрик, который пообещал своей жене Годиве снизить налоги на подданных, если его супруга проедет по городу на коне совершенно обнаженной. Граф был уверен, что гордая Годива никогда не решится на такой поступок. Но, ошибся. Правда супруга оказалась не только гордой, но и умной (или хитрой) – она попросила жителей города закрыть все окна и не подглядывать.

Графу пришлось признать поражение и снизить налоги.

Я не буду пересказывать все легенды, на которые были написаны картины знаменитым художником. Давайте лучше смотреть.

Что же касается художника, то жил он долго и счастливо, много и успешно работал, и скончался в апреле 1934 года.


Леди Годива

Гораций и Лидия

Менады

Ева

Бокал вина с Цезарем Борджиа

Блудная дочь

Любовь небесная и Любовь земная

Оселок и Одри

Смерть Клеопатры

Янтарное ожерелье

Первая дама

Мирра, Алоэ и Кассия

Блеск и суета

Жрица Вакха

Тангейзер на Венериной горе

Королева Гвиневера, празднующая приход весны

Служанки фараона

Клитемнестра

Вендетта

Клитемнестра

Воспоминание о Чу Чин Чоу

Лилит

Дельфийская сивилла

«Воображаемый музей» Андре Мальро на время стал реальным

ГМИИ им. А. С. Пушкина собрал шедевры разных эпох под одной крышей




Коптская ткань с изображением бога Нила. Египет. III–IV вв. н.э. ГМИИ им. А.С.Пушкина


Мир искусства обязан Андре Мальро (1901–1976) умением сопоставлять произведения и стили разных эпох, которые до него никто и не думал сравнивать. Как бесстрашный серфер, он рассекал в своем эссе «Воображаемый музей» по волнам истории искусства — от средневекового витража к исламским коврам, от кельтов к шумерам, от греческой античности к индейским идолам. Писатель, культуролог, путешественник, министр культуры при Шарле де Голле, Мальро в течение 20 лет (с 1930 по 1950 год) писал свой главный труд — «Голоса безмолвия», где одна глава была посвящена идее воображаемого музея, вдохновившей затем не одно поколение искусствоведов, кураторов и теоретиков. Мальро нащупал нити, соединяющие разные эпохи. Не­­удивительно, что отец постмодернизма Жан-Франсуа Лиотарнаписал о нем биографическое исследование: в самом образе мышления Мальро уже были заложены контуры современной культурной политики. В своем «музее» Мальро создал проекцию прошлого в настоящее и наоборот: туда, где «ночь Бодлерасмыкается с ночью Микеланджело», а плавность контура скульптур Парфенона предвосхищает сфумато Леонардо. Мальро сумел увидеть в «Расстреле императора Максимилиана»Эдуарда Мане «Третье мая» Франсиско Гойи, а в «Олимпии» — «Маху обнаженную», тем самым предвосхитив постмодернистскую концепцию диалога искусства.

Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина также построена на диалоге всех периодов искусства начиная с первобытного. Над этим opus magnum работала целая кураторская команда под руководством Ирины Антоновой. В проекте задействованы Эрмитаж, Третьяковская галерея, Лувр, музей Орсе, Центр Помпиду, Музей Пикассо, музей Прадо, музеи Берлина и другие. Среди представленного — «Св. Фома» Жоржа де Латура, «Портрет Клемансо» Эдуарда Мане, «Клоунесса Ша-Ю-Као» Анри Тулуз-Лотрека, «Мужской портрет» Антонелло да Мессина, «Сцена в таверне» Диего Веласкеса. Отдельный раздел экспозиции посвящен биографии Андре Мальро.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/3814/

Шишкин и Пименов стали лидерами аукциона MacDougall’s

«Сосновый лес» 1866 года Ивана Шишкина и «Японская девушка Киоко» 1975 года Юрия Пименова проданы за £457 тыс. и £449 тыс. Они стали самыми дорогими лотами русского аукциона MacDougall’s в Лондоне


Андрей Мыльников. «Обнаженная». 1972. MacDougall's, продано за £216 тыс.
Иван Шишкин. «Сосновый лес». 1866. MacDougall's, £457 тыс.
Юрий Пименов. «Японская девушка Киоко». 1975. MacDougall's, продано за £449 тыс.
Александр Дейнека. «Футболисты». MacDougall's, продано за £202 тыс.

Пик нынешней недели торгов русским искусством в Лондоне прошел — вчерашний Sotheby’s станет лучшим аукционом недели. MacDougall’s выходит на второе место: хотя миллионных покупок на торгах, длившихся целый день, сделано не было, общая сумма будет внушительной. Топ-лоты из предварительного списка распроданы примерно наполовину, и раскуплено множество недорогих произведений. Как обычно в кризисные моменты, покупают или самое лучшее, или самое дешевое.

За £457 тыс. ушел «Сосновый лес» (1866) Ивана Шишкина, редкая ранняя опубликованная работа. На вторую строчку поднялась хорошенькая «Японская девушка Киоко» (1975) Юрия Пименова: при эстимейте в £280–400 тыс. она продана за £449 тыс. (все суммы приведены с учетом процентов аукционного дома). Также пользовалась интересом «Обнаженная» (1972) Андрея Мыльникова, свежая и сочная живопись, вынесенная на обложку каталога, — она куплена за £216 тыс.

Накануне торгов Екатерина Макдугалл, директор аукционного дома MacDougall’s, рассказала TANR о своих ощущениях, и ее предсказания сбылись. «Если бы я могла покупать на собственном аукционе, я бы, например, выбрала работу Мыльникова, которая показывает советское искусство с лучшей стороны. Как и более известный Евсей Моисеенко, Мыльников стал одним из основоположников китайского соцреализма, выучив десятки китайских художников, так что может претендовать на признание не только российских, но и мировых коллекционеров. Мне очень нравится работа Пименова — хоть поздняя, но светящаяся, серебристая работа. И еще очень привлекательна скульптура Александра Дейнеки, полная юношеской экспрессии. Русская скульптура недооценена, по сравнению с живописью Дейнеки эта работа стоит совсем скромно».

Это почувствовали и покупатели — скульптура Дейнеки «Футболисты» (бронза, высота 81 см) была продана за £202 тыс. при предварительной оценке в £60–90 тыс.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/3809/