ХУДОЖНИК МАКСИМ ВОРОБЬЁВ. ОТЕЦ РУССКОГО ПЕЙЗАЖА



Восход солнца над Невой

Этот живописец начала девятнадцатого века занимает особое место в русской живописи. Его нельзя назвать только живописцем, поскольку он решал более сложные задачи, чем только написание картин.

А ещё он был педагогом, который воспитал целое поколение великих русских живописцев.

Картины Максима Никифоровича Воробьёва сегодня нельзя назвать эталоном пейзажного искусства и живописи вообще. Почему? Потому, что он очень мало написал для себя и от души. Впрочем, давайте я расскажу обо всем по порядку.


Максим Никифорович родился в августе 1787 года в городе Пскове, в семье отставного солдата. Отец будущего художника устроился служить вахтером в Академию и в 1797 году Максима взяли воспитанником в академию. Мальчик показал большие успехи в архитектуре, перспективе и живописи. Поскольку Максим Воробьёв был принят в академию на «льготных условиях», то не мог сам выбирать класс для дальнейшего обучения.
Академическое начальство определило ему архитектурно-пейзажный класс.

В 1809 году художник Ф.Я. Алексеев получил задание нарисовать исторические виды городов средней полосы России. В помощники художнику был назначен воспитанник академии Воробьёв, который предложил для оживления архитектурных видов Алексеева написать на улицах городов человеческие фигурки. Позднее возникла идея «дописать» посещение этих городов государем Императором.

Поскольку поставленная задача была выполнена успешно и работы императору понравились, молодой художник был прикомандирован в 1813-1814 году к главной квартире императора в заграничной походе, а в 1820 году командирован в Палестину, где должен был замерить, вычертить и зарисовать святые для христиан места. Работа это была крайне сложной по той причине, что мусульманские власти страны были категорически против такого сохранения христианского наследия и работы приходилось проводить в большой тайне от властей.

Максим Никифорович блестяще выполнил поставленную задачу, а кроме того написал огромное количество эскизов для последующей работы уже в России. В 1814 году Воробьёв получает звание академика, а вскоре его назначают преподавателем архитектуры и перспективы в живописном классе академии.

В свободное время Воробьёв пишет несколько картин по палестинским эскизам и этюдам, а в 1828 году, по указанию императора, художника командируют на русско-турецкую войну для написания этюдов по особому указанию государя, который решил лично возглавить поход.

В 1840 году скончалась супруга художника и эта смерть просто сломала Максима Никифоровича. Он стал «перерождаться морально в худшую сторону и впал в излишества». В 1855 году Максима Никифоровича Воробьёва не стало.

Прежде чем вы перейдёте в галерею работ художника. Я хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что львиную долю своего времени отдавал выполнению художественно-служебных заданий и очень редко он писал от своего художественного настроения и ощущения мира. Одна из таких картин – «Гроза или Дуб раздробленный молнией», которая была написана после смерти супруги. Вот эту картину он писал от души. Впрочем, критики назвали её несовершенной. Но сколько в ней эмоций, сколько души!

Большая часть картин художника разошлась по рукам после смерти Воробьёва, т.е. досталась новым хозяевам практически даром. Оттого на день сегодняшний работ Максима Никифоровича сохранилось очень мало.



Вид московского Кремля со стороны Каменного моста


Вид Иерусалима


Приморский вид в Италии


Интерьер церкви на Голгофе


Пещера Рождества Христова в Вифлееме


Посещение двух арабских шейхов


Вид Яффы


Гроза или Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены


Итальянский ландшафт


Вид близ Варны. На берегу Чёрного моря


Похороны М.И. Кутузова в Петербурге


Набережная Невы у Академии художеств


Исаакиевский собор и памятник Петру I


Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме


Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме

Комментариев нет:

Отправить комментарий