15 малоизвестных фактов о картине Гойя, которая сделала его знаменитым



3 мая 1808 в Мадриде. Франсиско Гойя. фото: aria-art.ru 

Художник эпохи романтизма Франсиско Гойя вошел в историю благодаря своему далёкому от романтики шедевру - картине, изображающей кровавое подавление восстания в Мадриде 3 мая 1808 года. В нашем обзоре интересные факты об этом полотне.


1.Напоминание о мрачном событии


Наполеон Бонапарт. фото: nevsepic.com.ua

В 1807 году войска Наполеона Бонапарта пересекли Пиренеи, чтобы в союзе с Испанией захватить и поделить территорию Португалии. Однако, у Наполеона были свои планы и он попытался захватить Испанию. Когда испанский король Карл IV понял, что происходит, то он попытался бежать в Южную Америку. Но перед бегством он был вынужден из-за волны народного гнева отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII.

В итоге в Мадриде произошло восстание, которое было безжалостно подавлено французскими войсками. Именно эти события описаны в картине "3 мая 1808 в Мадриде". Через два дня, Наполеон вынудил обоих королей (Карла и Фердинанда) отречься от престола в пользу себя, после чего назначил своего брата Жозефа в качестве нового монарха Испании. Фердинанд VII вновь смог занять престол только через 6 лет.


2. У картины Гойя несколько названий


Карл IV. фото: gruzdoff.ru

Картина Гойя известна под названиями "Расстрел 3 мая", "3 мая 1808 в Мадриде" или просто "Расстрел".


3. У картины есть приквел


Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. фото: bse.sci-lib.com

Немногим ранее Гойя написал картину "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", на которой изображен день Мадридского восстания, На этой картине показаны радостные испанцы, празднующие победу. Никто не знал, что на следующий день, 3 мая 1808 года в Мадриде наполеоновские солдаты убьют сотни повстанцев.


4. Картина-извинение


Жозеф Бонапарт. фото: www.mesoeurasia.org

Во время французской оккупации Гойя сохранил свое положение придворного художника, т.е. он дал клятву верности узурпатору Жозефу Бонапарту. Когда французы наконец были изгнаны из Испании в феврале 1814 года, Гойя попросил испанское правительство разрешить ему "увековечить посредством кисти наиболее заметные и героические моменты славного восстания против европейского тирана".


5. Негативные отзывы


Кровь на картине. фото: aria-art.ru

Картина моментально заработала презрение у критиков. Гойя фактически попрал все традиции, представив героев войны в менее эпическом свете, нежели это было принято. Он также нарисовал на картине кровь, что было очень непопулярно в истории живописи 19-го века.


6. Христианская иконография и эмоциональность


Рана на правой руке напоминает стигмат. фото: aria-art.ru

В то время как Гойя отказался от традиций изображения людей в максимально выгодном свете, он "сделал реверанс" в сторону набожности. Стоит обратить внимание, как человек в центре картины поднимает руки в позе, подобной Иисусу, висящему на кресте. И если присмотреться, то можно заметить, что подобно Иисусу, у этого человека есть рана на правой руке, напоминающая стигмат. В этом контексте, испанские мятежники представлены в виде мучеников, которые умерли во имя любви и служения родине.


7. Свет прожектора


Изображение света прожектора. фото: aria-art.ru

Артисты эпохи барокко умели превосходно использовать изображение света, чтобы символизировать божественное, но в "3 мая 1808 в Мадриде" сияющий прожектор является вспомогательным инструментом для французских солдат во время расстрела повстанцев ночью.


8. Антивоенные мотивы


Безоружные мужчины отвернулись от солдат. фото: aria-art.ru

Кровь, мужчины, которые оплакивают свою жизнь перед расстрелом, и центральная фигура с поднятыми руками свидетельствуют о том, что Гойя хотел представить войну не благородным, а ужасным занятием. При всем уважении испанцев, погибших в борьбе за освобождение города, он нарисовал войну и ее жертв в гротескном свете. Солдаты убивают безоружных мужчин, которые отвернулись от них так, чтобы не было видно их лиц.


9. Обманчивые размеры


Статуя Гойя в Мадриде. фото: findmapplaces.com

Размеры полотна "3 мая 1808 в Мадриде" - 375 × 266 см. "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" примерно того же размера.


10. Картина выставлена в Мадриде


Мадридский музей Прадо. фото: carsecology.ru

Некоторые историки полагают, что картина пребывала во владении короля около 30 лет, прежде чем ее подарили Мадридскому музею Прадо в промежутке между 1819 и 1845 годами. Впервые картина была внесена в каталог музея только в 1872 году.


11. Поворотный момент в творчестве Гойя


Портрет Франсиско Гойя. фото: art.biblioclub.ru

Французская оккупация произвела глубокое впечатление на художника. Хотя сначала он поддерживал французскую революцию, впоследствии Гойя испытал все ужасы французской оккупации. Раньше произведения Гойя были более направлены на социальную и политическую тематику, а, начиная с "3 мая" и "2 мая", его работы приобрели более темный цвет и стали более мрачными.


12. Дата первого показа неизвестна


Фердинанд VII. фото: library.kiwix.org

Историки не нашли никаких упоминаний о том, когда состоялся премьерный показ картины. Возможно, этот странный пробел в исторических записях произошел по вине короля Испании Фердинанда VII, который не был поклонником "3 мая 1808 в Мадриде".


13. Война


Резня в Корее. Пабло Пикассо. фото: picasso-picasso.ru

Повреждены они были не во время боя. В попытке сохранить картины во время гражданской войны в Испании (1936-1939) "3 мая" и "2 мая" были перевезены в Валенсию, а затем в Женеву. По дороге произошла авария, при которой были повреждены обе работы.


14. Предмет вдохновения для художников


Расстрел императора Максимилиана. Эдуар Мане. фото: museum-online.ru

Картины Эдуарда Мане "Расстрел императора Максимилиана" и Пабло Пикассо "Резня в Корее" отображают ту же самую тревожность, которая впервые была показана на картинах Гойя.


15. «3 мая 1808 в Мадриде» - одно из самых известных полотен о войне


Герника. Пабло Пикассо. фото: asaartgallery.ru

"3 мая 1808 в Мадриде" часто сравнивают с "Герникой" Пикассо, поскольку обе картины открыто показывают всю жестокость войны. Хотя изначально полотно очень критиковали, сегодня оно считается новаторским шедевром. 

Источник: http://www.kulturologia.ru

1 комментарий:

  1. Я живу на Мадагаскаре (Восточная Африка), и сейчас жизнь стоит того, чтобы жить с комфортом для меня и моей семьи, и я действительно никогда не видел, чтобы доброта проявлялась ко мне так много в моей жизни, поскольку я пережил такую ​​серьезную проблему, как мой сын нашел ужасная авария длилась две недели, и врачи заявляют, что ему нужно сделать деликатную операцию, чтобы он мог снова ходить, и я не мог оплачивать счета, затем ваша операция была отправлена ​​в банк, чтобы взять взаймы, и отказали мне, сказав, что у меня есть нет кредитной карты, оттуда я бегу к своему отцу, и он не смог помочь, тогда, когда я просматривал ответы Yahoo, я наткнулся на ссудного кредитора г-на Бенджамина Брейла Ли, предлагающего ссуды по доступной процентной ставке, у меня не было выбора но чтобы попытаться, и, что удивительно, все это было похоже на мечту, я получил ссуду в размере 110 000 долларов на оплату операции своему сыну, а затем наладил себе комфортный бизнес, который также поможет мне в этом. Я благодарю Бога, что сегодня это хорошо, и ты можешь ходить и работать, и бремя больше на мне больше, и мы можем хорошо кормить, и моя семья сегодня счастлива, и я сказал себе, что буду громко оплакивать в мире чудес Бога мне через этого богобоязненного кредитора г-на Бенджамина Брейла Ли, и я посоветовал бы любому, кто действительно и серьезно нуждается в ссуде, связаться с этим богобоязненным человеком по ...... 247officedept@gmail.com через ... и я хочу вы все молитесь за этого человека за меня или пообщайтесь с ним по WhatsApp + 1-989-394-3740.
    Спасибо

    ОтветитьУдалить