«Беспредметное искусство» Казимира Малевича, автора «Черного квадрата»




Казимир Малевич. Спортсмены
Даже далекие от искусства люди знают имя этого художника и название самой известной его работы. Речь идет о Казимире Малевиче и его «Черном квадрате». Именно эта картина в 1915 г. стала декларацией эстетики супрематизма – «беспредметного искусства», которое Малевич характеризовал как «превосходство (супремация) чистого ощущения в изобразительном искусстве».




Казимир Малевич. Черный квадрат

Всю жизнь художник находился в постоянном творческом поиске: в начале он работает в стиле примитивизма, затем – кубофутуризма. Он стал основателем супрематизма – революционного направления в живописи начала ХХ в. Этот термин придумал сам Малевич: супремация – главенство, доминирование цвета над всеми остальными компонентами живописи.




Казимир Малевич. Красный дом

Во время работы над сценографией оперы «Победа над солнцем» возникает замысел знаменитого «Черного квадрата». Малевич решил «затмить» солнце черным квадратом на сцене. Квадрат для него – первичная форма, все остальные фигуры – его производные. Черный квадрат затмевает не только солнце – он словно вбирает в себя все формы и краски мира, все традиционные законы живописи, из которых потенциально может родиться новое искусство.




Казимир Малевич. Композиция с Моной Лизой

«Повешенная плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства, – писал художник. – Меня переносит в бездонную пропасть, где ощущаешь творчески пункты вселенной вокруг себя. Бестелесные геометрические элементы парят в бесцветном, безвестном космическом измерении, представляя собой чистое умозрение, явленное воочию».




Казимир Малевич. Супрема №58

Малевич отрицал эстетическую ценность форм и рациональный аспект искусства. В каталоге выставки своих работ он эпатировал публику фразой: «Содержание картины автору неизвестно». Только цвет для художника имеет истинное значение: «Отбросьте любовь, отбросьте эстетику, выкиньте тюки мудрости, в новой цивилизации мудрость не имеет значения. Я распутал узы мудрости и освободил сознание цвета».




Казимир Малевич. Красная конница

Всю жизнь художнику приходилось мириться с непониманием публики и критики, с недовольством советской власти. Единственная «идеологически правильная» его работа – «Красная конница» – вызывает очень неоднозначные ощущения. В правом углу была подпись «18 год», а на обороте – фраза: «Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы». Но большую часть холста занимает бело-синяя дымка – бескрайняя пустота, на фоне которой конница кажется крошечной и бессильной, а пейзаж выглядит поистине апокалиптическим.




Казимир Малевич. Три женские фигуры

Какие бы противоречивые чувства ни вызывало творчество Казимира Малевича, нельзя отрицать, что оно было попыткой взорвать традиционное восприятие живописи, высвободить иррациональное, возвести ощущения в абсолют. Он утверждал: «Разум – это для художника каторжные наручники, а потому всем художникам я желаю утратить разум».

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий