От Делакруа до Тернера и Стаббса: выставка в Йельском университете подчёркивает бунтарский дух романтизма


«Романтизм» — лишь одно из крупных художественных направлений в противовес Просвещению, или же феномен в изобразительном искусстве в целом? Свой анализ этого явления предлагают кураторы Художественной галереи Йельского университета. На выставке «Критика разума: романтическое искусство 1760 — 1860 годов» (The Critique of Reason: Romantic Art, 1760−1860) представлены работы Гойи, Делакруа, Стаббса, Тёрнера и других художников конца 18-го — первой половины 19 веков.
Антуан-Луи Бари. Пантера, схватившая оленя
Антуан-Луи Бари
Пантера, схватившая оленя
1836, 53.5 см.
Является ли изобразительное искусство по сути своей романтичным? Василий Кандинский считал именно так. Он писал: «Смысл, содержание искусства — романтика, и мы сами виноваты в том, что ищем её в истории, рассматриваем её только как исторический феномен». По его мнению, «романтизм — глубок, красив, его содержание радостно; это кусок льда, в котором сияет огонь».
Василий Кандинский. Романтический пейзаж
Василий Кандинский
Романтический пейзаж
Возможно, конечно, Кандинский считал, что поздно родился. Будучи ключевой фигурой модернизма 20 века, он воспринимал романтическое искусство сквозь туманную дымку и лунный свет очарования. Мы можем только чувствовать его боль.
Для большинства же из нас романтизм был интеллектуальным, политическим и эстетическим движением с конкретными историческими маркерами. Как и в случае с модернизмом, можно бесконечно обсуждать его истоки, причины и характер. Но в целом он начался в конце 18 века и достиг апогея в первой половине 19-го.
Джон Констебл. Замок Хадли
Джон Констебл
Замок Хадли
Замечательная выставка в Художественной галерее Йельского университета с головой окунает зрителей в этот период, стремится представить романтическое искусство во всех его многочисленных аспектах. В экспозиции представлены многие величайшие художники той эпохи — от Теодора Жерико и Франсиско Гойи до Эжена Делакруа и Джона Констебля.



Джордж Стаббс, «Лев, нападающий на лошадь», 1770 год. Художественная галерея Йельского университета
Внушительная по размаху выставка (она включает около 300 объектов — картин, гравюр, скульптур, рисунков, фотографий и монет) разделена на простые секции, иллюстрирующие отдельные темы.
Один из разделов посвящён социальной и политической критике, с которой яростно выступали некоторые художники романтизма. Другие демонстрируют связь между романтизмом и ориентализмом, более личные подходы к портретной живописи, фокусируются на изображении природы, пейзажах и, конечно, на навязчивой идее всех романтиков о месте индивидуума в мире.
Кураторы выставки выдвигают убедительный общий аргумент: романтизм не был противопоставлением Просвещению, стремясь доказать превосходство эмоций, фантазии и индивидуального чувства. Напротив, он продлил Просвещение, подчёркивая важность критики — в том числе и самокритики.
Джон Флаксман, «Сотворение небес», ок. 1790 года. Йельский центр британского искусства
Читайте также наше собственное исследование темы: «Нередко стиль романтизма путают с „романтическими“ образами в живописи и пасторальными сценами. Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII — начала XIX в.в. от музыки до живописи — личность со всеми переживаниями и богатым внутренним миром» — «Романтизм: страстная натура"
Франсиско Гойя. Серия "Бедствия войны", лист 08: Так бывает всегда

Несмотря на то, что кураторы в основном ограничились британскими и французскими художниками, шедевров романтизма на выставке — великое множество. Целая стена отдана серии Гойи «Бедствия войны».
В этом же разделе, посвящённом социальной и политической критике, есть три скульптурные карикатуры на политиков, созданные Оноре Домье, и поразительный эпизод Ари Шеффера «Отступление армии Наполеона из России в 1812 году».
Полотно Шеффера, полное отчаяния, было создано в 1826 году — во время французской Реставрации, которая совпала с расцветом романтизма во Франции. Этот факт и сама картина прямо указывают на то, что хотя корни романтизма находятся в 18 веке, это направление в своей наиболее полной форме было, прежде всего, ответом на провал наполеоновского проекта.
Секция, посвящённая изображениям природы и представлениям о далёких краях, напоминает нам о взаимосвязи высоких чувств романтизма и рациональных исследований Просвещения. Одержимость Алжиром не принесла бы плоды Эжену Делакруа, если бы художник не побывал там и не получил собственные впечатления.
Эжен-Фердинанд-Виктор Делакруа. Алжирские женщины
Эжен-Фердинанд-Виктор Делакруа
Алжирские женщины
1834
Но даже в этом случае он давал волю фантазии. Живописец никогда в действительности не входил в гарем, но изобразил его обитателей с большой находчивостью и чувством.
Джордж Стаббс. Зебра
В своей истинно романтической манере Джордж Стаббс мог изобразить нападение льва на коня (главная иллюстрация; на выставке представлены две из многих версий этого сюжета), но он дотошно изучал строение скелетов человека и животных. Его знаменитая «Зебра» была написана с реальной лошади, завезённой в Англию из Африки, но на придуманном фоне.
Картина Стаббса находится в одном зале с чудесными визуализациями диких животных — одновременно драматическими и натуралистическими работами великого Антуана-Луи Бари, — и «Извержением Везувия» Джозефа Райта, а также рядом картин Уильяма Тёрнера.
 
Франсиско Гойя. Серия "Бедствия войны", лист 31: Это трудное дело
Теодор Жерико, «Возвращение из России», 1818 год 1 Франсиско Гойя, «Бедствия войны», 1814 год
Джон Мартин. Иисус Навин приказывает солнцу остановиться
Джон Мартин
Иисус Навин приказывает солнцу остановиться
1840-е


Картина Джона Мартина «Иисус Навин приказывает солнцу остановиться» с её напыщенной визуальной риторикой составляет разительный контраст очень скромному, человечному и приватному «Распятию» Делакруа, что расположено рядом.
Вернёмся к идее Кандинского о том, что романтизм был не просто локальным историческим феноменом, но, напротив, сущностью изобразительного искусства. В его попытках познать неведомое, восславить непостижимое, романтизм может быть просто одним из многих ярлыков, повешенных нами на вечный, универсальный импульс, который чувствовали и ремесленники Древнего Египта, и Леонардо да Винчи, и Мэтью Барни.
Выставка продлится до 26 июля.
 
Джозеф Райт из Дерби, «Извержение Везувия» 1 Уильям Тёрнер, «У берегов Нотуберленда»

Комментариев нет:

Отправить комментарий