«Некрасивая» стопа Тициана

03/11/2014

ArtHistoryNews: Реставратор изуродовал ногу Данаи на работе Тициана «Даная, принимающая в своё лоно Зевса в виде золотого дождя».
Одна из причин, по которой стоит прислушиваться к мнению настоящих знатоков каждого конкретного великого художника, состоит в том, что важно знать не только то, кто именно нарисовал полотно, но и понимать то, как мастер его нарисовал. Особенно важно это для реставраторов. Восстановление поврежденной картины – это не только техническое упражнение в точности, то есть заполнение отверстий от осыпавшейся краски или ретушь небольших трещин, но и осознанный процесс, требующий знаний о том, как художник подходил к написанию каждого фрагмента полотна.
Ярким примером может служить одна из работ Тициана, несколько подпорченная неправильным подходом реставратора. Тициан, как и большинство его венецианских коллег, был художником, который любил работать на холсте совершенно свободно, вследствие чего, мы сейчас имеем полотна, многократно изменявшиеся в процессе своего написания.
На картине «Даная, принимающая в своё лоно Зевса в виде золотого дождя» (1553 год, Музей Прадо) мы видим довольно странную конфигурацию стопы главной героини. Совершенно ясно, что Тициан никогда бы не позволил таким некрасивым пальцам покинуть свою студию, даже если они были написаны его помощником. Так что же произошло? Как можно видеть на увеличенном изображении, там есть неясные очертания написанной ранее и расположенной ниже конечного положения стопы. Вероятно, когда-то картина была очищена и отреставрирована не очень опытным специалистом, совместившим очертания двух, написанных в разное время стоп, в одну. В результате, мы видим два неестественно длинных пальца на слишком короткой, не имеющей равновесия стопе.
Этот пример показывает нам, что нельзя подходить к процессу реставрации исключительно с технической стороны. Одни пигменты и способы нанесения краски могут быть более уязвимы к действию растворителей, чем другие. Кроме того, реставратор должен ещё и сам быть немного художником, чтобы чувствовать такие моменты, как пропорции и эстетика картины.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий