Не мое дело думать о зрителе и гадать, что он видит в моих картинах.

auerbach11
Ф.Ауэрбах. Голова E.J.W.
После своей первой выставки 1956 года Франк Ауэрбах, несмотря на получение  большой дозы критики, продолжает работать.
Работал он, ориентируясь всегда только на свои интересов, даже если приходилось зарабатывать на жизнь изготовлением рамок для картин и преподаванием живописи.
Он никогда не шел на компромисс  и не потакал чужим интересам. Вообще Франк Ауэрбах – явление аномальное в XXI веке, где самореклама стала нормой.
«Не мое дело думать о зрителе и гадать, что он видит в моих картинах. У меня есть свой внутренний критерий: картина удалась, если она показывает что-то новое», - говорил Ауэрбах.
И действительно каждая его картина, особенно начиная с середины шестидесятых, выглядит как маленькое чудо. Приступая к работе, художник никогда не знает, что получится в конце. Каждый раз он начинает борьбу  с красками и борется с ними, пока сквозь них не явится нечто, что удивит, прежде всего, самого художника и что даст жизнь картине.
В конце пятидесятых годов он испытывает большие финансовые трудности, из-за которых пользуется дешевыми охристо-коричневыми и темными цветами. От этого его палитра пятидесятых годов выглядит серой и темной.
auerbach30
Ф.Фуэрбах. Голова Леона Коссоффа. 1954 г.
Но вскоре он заключает контракт с Beaux Arts Gallery и получает грант, который позволяет перейти на более дорогие яркие цвета: синий, зеленый, красный,  желтый. Палитра картин светлеет и  становится  яркой.  Середина шестидесятых годов станет для него переходом к другой палитре и другой технике.
Постепенно изменяется характер работы с красками: от тяжелых и густых мазков с рваными краями, он переходит к работе пальцами и толстыми кистями, отчего мазки становятся плавными и ровными, приобретая геометрическую форму. Особенно это заметно в серии пейзажей1967-1969 годов, изображающих Mornington  и Праймроуз-Хилл в северной части Лондона.
auerbach31
Ф.Ауэрбах. Происхождение Большой Медведицы. 1967-1968 гг.
Для понимания различий  сравним две работы: «Голова E.O.W.» (картина вначале текста)  и «Гостиная. 1964». Голова – излюбленная форма портрета Ауэрбаха. Существует несколько десятков «голов» его моделей и знакомых: E.O.W., J.Y.M, Джулии, Дэвида Ландау, Паулы Айлс,  Герды Бём и других. «Голова E.O.W. I, 1960»  написана с наложением густых слоев красок, из которых она словно лепится из красок,  создавая эффект скульптуры.
Вторая  картина –  «Гостиная» - более легкая, в ней нет такого густого наложения красок, как в первой. И хотя картина выполнена в охристой палитре, характерной для раннего творчества Ауэрбаха, этот цвет выбран  не случайно: он создает теплую и интимную атмосферу.
«Гостиная» написана в студии Camden Town, куда художник переехал в пятидесятом году. Но сама комната находилась в другом месте – там, где жила Стелла. Туда он приходил вечерами три раза в неделю, чтобы рисовать свою возлюбленную. Постепенно  он  стал делать наброски и самой комнаты.
auerbach27
Ф.Ауэрбах. Гостиная 1964 г.
На картине  мы видим две фигуры: Стеллы, сидящей в пол оборота на диване слева, и ее дочери Юлии, лежащей справа на кресле. В центре – высокий торшер с большим абажуром, ярко освещающий комнату, и маленький журнальный  столик. В правом углу, за креслом, видно окно с вечерним светом.
Слева, над головой Стеллы, на стене,  висит картина. Это незаконченный портрет E.O.W., сделанный Ауэрбахом. Эту картину художник хотел выбросить, но Стелла сохранила ее для себя. Правее картины видим черно-белую фотографию в рамке.
Это фотография умершего мужа Стеллы. Так художник представляет разные варианты изображения человека: живого, на картине и на фотографии. В атмосфере картины живет душа, в ней чувствуется глубина.
Вначале шестидесятых годов Франк Ауэрбах обращается к искусству старых мастеров. Он мог бы сказать вслед за Сезанном: «Путь к природе лежит через Лувр». Так появляется несколько этюдов к Тициану и несколько картин по мотивам Тициана. Одна из них – «Вакх и Ариадна» (1971 г).
auerbach26
Тициан "Вакх и Ариадна" - слева. Ф. Ауэрбах "Вакх и Ариадна" - справа.
Тициан написал эту картину в 1520-23 годах. Ее мифологический сюжет рассказывает, что Бог Вакх (Дионис) влюбился с первого взгляда в Ариадну. На картине он выходит из колесницы, запряженной двумя гепардами. Ариадну только что бросил Тесей, чей корабль еще виден вдалеке.
Она испугана внезапным появлением Бога Диониса и его пьяных друзей. Дионис забирает Ариадну на небо и превращает ее в созвездие, которое видно над головой Ариадны. Картина делится по диагонали на две части: верхняя левая – с небом и двумя возлюбленными, нижняя правая – с пьяными дружками Диониса.
На картине Ауэрбаха сохраняется деление картины по диагонали. Фигуры влюбленных обозначены красными линиями, фигуры пьяной компании – черными. Картина передает энергетику и страсть цветом и острыми линиями, направленными, словно стрелы, в сторону Ариадны.
auerbach32
Ф.Ауэрбах. Фигура на кровати. 1967-1970 гг.
Во второй половине шестидесятых  Ауэрбах пишет серию картин с фигурой  на кровати. Уже ясно, как изменилась техника художника. В этой серии  все монотонно и спокойно, краски ложатся не так интенсивно, как в ранних работах. Спокойствие  подчеркивается горизонтальными линиями, как будто буря улеглась.
Серия картин с лежащей на кровати фигурой контрастирует с ранней серией лежащей на кровати, бурлящей страстью и красками. Моделью для той серии была Эстелла Уест (Е.О.W.). Сейчас у художника другая модель – Джульетта Ярдли Миллс, которая обозначается в названиях картин первыми буквами ее имени - J.Y.M. Картин с этими инициалами не меньше, чем с инициалами Е.О.W..
Джульетта – профессиональная модель, с которой художник познакомился в 1956 году. Сотрудничать они начали в 1957 и эта дружба  длилась несколько десятков лет. Она была первой моделью, с которой он работал только у себя в студии и была лучшей, как утверждают специалисты, его моделью. Но мне нравятся  картины с Е.О.W.: в них больше огня и страсти.
auerbach33
Ф.Ауэрбах. Навес. 2008 г.
Постепенно Ауэрбах формулирует свою философию творчества: «Есть такой опыт, который невозможно выразить словами. Его можно только обрести. Как, например, его обретают танцовщики или ремесленники. Они чувствуют, когда достигают вершины, чувствуют на уровне инстинкта и бессознательного. Тот, кто творит, постепенно нащупывает путем проб и ошибок, то, что пока находится в области невидимого, а найдя, безошибочно чувствует, что нашел то, что искал».
Окончательное признание к художнику пришло в 1973 году, когда Франк Ауэрбах выехал со своими работами на выставку в Милан. Потом он делает дизайн  салона Великобритании на семнадцатой Венецианской Биеннале 1986 года. За него он получает «Золотого Льва».
Пришел к нему и коммерческий успех. На аукционах Ауэрбах стал выставляться когда ему было уже шестьдесят пять. Первые картины продавались за пятьсот фунтов стерлингов, последние - за миллионы.
Сегодня художнику 83 года и он по-прежнему каждый день ходит в свою мастерскую, той же дорогой и по тем же местам, которые Франк Ауэрбах увековечил на своих картинах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий