Мистификация Вильяма Шекспира

В апреле исполнилось 450 лет со дня рождения великого английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира. Впрочем, исследователи до сих пор не могут с уверенностью назвать дату его рождения. Более того – все больше ученых склоняются к мысли, что на самом деле все гениальные произведения, подписанные его именем, были созданы другим человеком…

Сын торговца

Немецкая гравюра XIX века изображающая Шекспира в окружении своей семьи

Считается, что Вильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564 года, где спустя три дня его крестили. Впрочем, в других источниках указываются иные даты, а во многих 26 апреля фигурирует в качестве даты рождения. И уже невозможно определить, где правда, ибо до наших дней практически не дошло никаких документов, писем и даже подлинных рукописей Шекспира.

Отец Вильяма был мелким ремесленником и торговцем – делал перчатки, продавал лес, ячмень, шерсть, причем не особо успешно. Кроме будущего драматурга, в семье было еще семеро детей. Практически не известно, где учился Шекспир, имеются только сведения о том, что в Стратфорда-на-Эйвоне была обычная бесплатная школа, где давали минимум знаний, – скорей всего, он посещал именно ее.

И тут возникает еще одна загадка в жизни Шекспира – непонятно, как самая простая семья и обычная школа дали миру поэта такого высокого уровня с потрясающими знаниями в самых широких областях науки и искусства? Ведь в то время практически не существовало такого модного сейчас понятия, как «социальный лифт» – возможности легко попасть из одного социального слоя в другой благодаря очень хорошему образованию.

В Англии XVI века дети ремесленников в большинстве своем становились именно ремесленниками, и лишь отпрыски очень богатых и знатных семей могли получить серьезное образование и приобщиться к лучшим образцам культуры и искусства.

Тысячи слов

Титульная страница издания сонетов 1609 года

Между тем, Шекспир, сын обычного ремесленника, если судить по его произведениям, обладал поистине энциклопедическими знаниями – словарный запас его составлял примерно 20 тысяч слов, в то время как у обычного человека того времени он вряд ли мог превышать две тысячи. У современника Шекспира Френсиса Бэкона словарный запас был 9-10 тысяч слов, а словарный запас современного образованного англичанина не более четырех тысяч слов. Более того, Шекспир обогатил английский язык – он ввел в него 3200 новых слов!

Кроме того, драматург знал иностранные языки – итальянский, французский, латинский, греческий, причем читал классические греческие и римские труды в подлиннике – Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, в совершенстве знал греко-римскую мифологию. Исследователи установили по цитатам Шекспира, что он читал Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо и многих других знаменитых авторов прошлого.

Он легко рассуждает о политических реалиях прошлого и настоящего, показывая осведомленность о жизни королей и придворных – говорит об этом с таким знанием дела, как будто сам является одним из сильных мира сего. Канцлер Германии Отто Бисмарк однажды написал, что Шекспир «был причастен к государственным делам и к закулисной политической жизни».

Анализ драм, хроник, сонетов Шекспира показывает, что он разбирался в юриспруденции, мировой истории, музыке и даже ботанике – в его произведениях встречаются названия 63 растений. Кроме того, он неплохо знал медицину и анатомию.

Драматург прекрасно разбирался в военном деле, включая морское – самое сложное и насыщенное специальными терминами. Шекспир описывал со знанием дела жизнь аристократов и правила этикета, сцены охоты и многое другое.

Если судить по произведениям Шекспира, он побывал во множестве стран, объездил всю Италию, прекрасно знал местность, которую трудно описать, никогда не видя.

Как сказал шекспировед Джон Митчелл: «Шекспир был литератором, который знал все».

Между тем, биография «реального» Шекспира говорит о том, что он никогда не выезжал из Англии. В 18 лет он женился на 26-летней Энн Хатауэй, в браке с которой у него позже родилось трое детей. При этом известно, что жила молодая чета вначале довольно скромно. Далее в биографии «официального» Шекспира следует некий провал в несколько лет, после которого он уже внезапно оказывается в лондонском театре «Глобус», где постоянно ставятся его пьесы. В 1599 году Шекспир – совладелец «Глобуса» и довольно богатый человек, он даже получил право на фамильный герб и дворянское звание. В 1612 году он покинул Лондон и вернулся в родной город. 25 марта 1616 года драматург составил завещание и умер 23 апреля – в предполагаемую дату своего рождения (еще одна загадка!).

Как писал в XIX веке французский литературовед и историк Ипполит Тэн: «Наши знания о Шекспире ограничиваются сведениями о рождении, женитьбе и переезде в Лондон. Мы уверены только в том, что он переделывал чужие пьесы, сделал завещание и умер».

Кстати, в завещании тоже сплошные загадки: во-первых, оно записано нотариусом со слов Шекспира, а во-вторых, в нем не фигурируют его литературные произведения, зато перечислены все вещи из его дома, включая старую жестяную перечницу. Более того, в его доме, судя по описи, нет ни одной книги!

А современные графологи, изучив неуверенную подпись Шекспира под завещанием, сделали вывод, что он… не привык держать перо в руке.

Странный портрет



Спорный портрет драматурга с камзолом «наоборот»

Интересно, что почти все произведения драматурга известны нам только по печатаным изданиям, не сохранилось ни одной рукописи или черновика. Первый сборник пьес и исторических хроник был опубликован уже после его смерти. Среди шекспироведов он известен как «Первое фолио». В 1623 году Джон Хеминг и Генри Кондел, работавшие в шекспировской труппе, издали его под заглавием: «Мистера Уильяма Шекспира комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов».

В этом же издании имеется портрет Шекспира, который долгие годы считался едва ли не единственным «настоящим» изображением драматурга. Однако и этот портрет полон загадок! В начале XX века сотрудники английского модного журнала заявили, что камзол Шекспира очень странно выглядит – половина состоит из передней части, а половина из задней (спинки).

Исследователи начали изучать эту тему, и оказалось, что обе руки человека на портрете… правые.

Некоторые шекспироведы утверждают, что у человека на портрете надета маска, голова слишком велика, а шея чересчур длинная. И самое загадочное – под камзолом виден еще один камзол. Верхняя пуговица – это пуговица «нижнего» камзола.

Кто он?

Естественно, возникает вопрос – кто же скрывался под именем Шекспира, простоватого и почти неграмотного ростовщика? И зачем ему надо было прятаться под чужим именем, скрывая собственное?

Многие исследователи считают, что это был философ Фрэнсис Бэкон, получивший прекрасное образование и обладавший отменным литературным слогом. Однако, как мы уже писали, словарь Бэкона при этом был в два раза меньше, чем у Шекспира, и его собственные произведения «не дотягивают» по уровню до шекспировских.

Есть версии, что это английский поэт Кристофер Марло – но и его собственным литературным произведениям далеко до гения Шекспира.

Существует еще множество версий о «настоящем Шекспире». Однако не исключено, что великим поэтом и драматургом была… королева Елизавета I, последняя из династии Тюдоров. Обратимся к нескольким фактам.

Первый. Известно, что королева всячески поощряла и опекала театр «Глобус», в котором ставились пьесы Шекспира.

Второй. Елизавета считалась ребенком-вундеркиндом. Уже в раннем детстве она показала большие способности: знала древнегреческий, итальянский, французский и другие языки. На латыни она читала сочинения древних историков и состояла в переписке с просвещенными людьми Европы. Ее воспитывали самые лучшие преподаватели из Кембриджа. Естественно, будучи королевой, она разбиралась в международной и внутренней политике, знала дворцовый этикет, обычаи и многое другое, что недоступно людям некоролевской крови.

Кроме того, есть один небольшой пикантный момент. Некоторые исследователи утверждают, что у Шекспира была нетрадиционная сексуальная ориентация – некоторые его сонеты посвящены мужчинам. Если же представить, что писала их дама – все сразу же становится на свои места.

Естественно, особа королевской крови, правительница Британии, не могла бы признаться в такой странной и «низменной» страсти, как литературное творчество и сочинение пьес для театра. В те времена актеры и авторы пьес считались людьми третьего сорта, лицедеями, шутами. Но ведь настоящий поэт не может не писать. Поэтому не исключено, что так была создана величайшая литературная мистификация, имя которой Вильям Шекспир…
Наталья Трубиновская

1 комментарий:

  1. Странно видеть статью о проблеме авторства шекспировских произведений, в которой ничего не говорится о книгах отечественных исследователей И.Гилилова и М.Литвиновой: они совершили переворот в этой области.

    ОтветитьУдалить