Живопись Вещилова Константина Александровича

Остановись, мгновенье! Ты не столь
прекрасно, сколько ты неповторимо...

(И.Бродский)

Mont Blanc, Switzerland



Весна в Версале 1936

Воздух живет той жизнью, которой нам не дано
уразуметь -- живет своей голубою,
ветреной жизнью, начинаясь над головою
и нигде не кончаясь. Взглянув в окно,
видишь шпили и трубы, кровлю, ее свинец;
это -- начало большого сырого мира,
где мостовая, которая нас вскормила,
собой представляет его конец...



"Неаполитанский залив", 1930-е гг.



Морской прибой.

Голубоватый ветер
до нас уже долетает.
Земля переходит в воду
с коротким плеском.
Я поднимаю руки
и голову поднимаю,
и море ко мне приходит
цветом своим белесым.



Волны, разбивающиеся о скалы



Разбивающиеся волны

Кого мы помним,
кого мы сейчас забываем,
чего мы сто'им,
чего мы еще не сто'им;

вот мы стоим у моря,
и облака проплывают,
и наши следы
затягиваются водою.



«Прибой»



«Прорыв крейсера «Аскольд» в 1904 г. в Желтое море»




Рыбачья хижина


Не забывай никогда,
как хлещет в пристань вода
и как воздух упруг --
как спасательный круг.

А рядом чайки галдят,
и яхты в небо глядят,
и тучи вверху летят,
словно стая утят...



Закат над морем



Садящееся солнце в мерцающей воде



Вечерний морской пейзаж





Рыбацкая деревня.

Пустые, перевернутые лодки
похожи на солдатские пилотки
и думать заставляют о войне,
приковывая зрение к волне...




Капри.

Песенка
По холмам поднебесья,
по дороге неблизкой,
возвращаясь без песни
из земли италийской,
над страной огородов,
над родными полями
пролетит зимородок
и помашет крылами.



Веранда на Капри



Bougainvillea on Capri

И с высот Олимпийских,
недоступных для галки,
там, на склонах альпийских,
где желтеют фиалки, --
хоть глаза ее зорки
и простор не тревожит, --
видит птичка пригорки,
но понять их не может.



Ослик у ворот



Санта-Мария делла Салюте ночью


Между сосен на кручах
птица с криком кружится
и, замешкавшись в тучах,
вновь в отчизну стремится...



«Капри»





Пергола.



A House with Flowering Trees along the Amalfi Coast of Italy



Натюрморт с цветами на фоне горного озера

Сад
О, как ты пуст и нем!
В осенней полумгле
сколь призрачно царит прозрачность сада,
Где листья приближаются к земле
великим тяготением распада...
...О, как дожить
до будущей весны
твоим стволам, душе моей печальной,
когда плоды твои унесены,
и только пустота твоя реальна...



Осень в твоем полушарьи кричит "курлы".
С обнищавшей державы сползает границ подпруга...
... Осень -- хорошее время, если вы не ботаник,
если ботвинник паркета ищет ничью ботинок:
у тротуара явно ее оттенок,
а дальше -- деревья как руки, оставшиеся от денег.



Creek in the Woods



Монастырь у реки

Зима, зима, я еду по зиме,
куда-нибудь по видимой отчизне,
гони меня, ненастье, по земле,
хотя бы вспять, гони меня по жизни...



Зимнее утро



Церковь





Ранняя весна



Зимний лес и солнце



Мартовское солнце

Откуда к нам пришла зима,
не знаешь ты, никто не знает.

Умолкло все. Она сама
холодных губ не разжимает.
Она молчит. Внезапно, вдруг
упорства ты ее не сломишь.
Вот оттого-то каждый звук
зимою ты так жадно ловишь.



Послеполуденное свечение



Зимний свет

Шуршанье ветра о стволы,
шуршанье крыш под облаками,
потом, как сгнившие полы,
скрипящий снег под башмаками,
а после скрип и стук лопат,
и тусклый дым, и гул рассвета...
Но даже тихий снегопад,
откуда он, не даст ответа.



Зимний пейзаж



Река в зимнем лесу.



Шамони зимой.



Зимовье в лесу после снегопада



Деревня зимой.





«Портрет джентльмена» 1938

...Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала. То
есть, в них не проникнешь ни за какое злато.
Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам. И
там рябит от аркад, колоннад, от чугунных пугал;
там толпа говорит, осаждая трамвайный угол,
на языке человека, который убыл.



Вид на Капри

К.А. Вещилов (1878-1945) - любимый ученик И.Е. Репина, писал картины на темы русской и античной истории, много работал в жанре пейзажа, особенно маринистического. Учился в Академии Художеств (1898-1904 гг.), по окончании которой получил золотую медаль. С 1901 г. принимал участие в выставках. За картину «Иоанн Грозный после казанских побед» в 1904 г. получил звание художника. В 1905-1906 гг. – пенсионер Академии Художеств за границей. После учёбы за границей увлёкся батальной живописью и стал работать живописцем в Морском ведомстве. В 1918 г. приезжает в Пензенскую губернию, где женится на родственнице художника Ф.В. Сычкова. Там же организует декоративную мастерскую, пишет декорации к местным спектаклям, портреты вождей, оформляет революционные праздники. В июле 1919 г. открыл художественную выставку, которая стала ярким событием для всей Пензенской губернии. Вскоре после открытия выставки Вещилов был вызван в Москву. В 1922 г. из Москвы эмигрирует в Париж, где работает декоратором, артистом и режиссером Русского интимного театра Д. Кировой (1928-1930 гг.), а с 1933 г. становится членом правления секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции (1933). Жертвовал свои картины для благотворительных лотерей в пользу Союза бывших русских судебных деятелей, Московского землячества, Морского собрания и др.
В 1935 переселился в США. Был почетным членом бывших русских морских офицеров в Америке. В 1937 его картины демонстрировались в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Представлен в ГРМ, Центральном военно-морском музее в Москве, ряде областных музеев России, музее Метрополитен в Нью-Йорке

1 комментарий:

  1. Очень интересная публикация, открывающая нам замечательного русского живописца.

    ОтветитьУдалить