Крупнейшая монографическая выставка Поля Гогена в музее современного искусства в Нью-Йорке

10/03/2014
НЬЮ-ЙОРК. В МоМА в Нью-Йорке пройдёт крупнейшая монографическая выставка французского художника Поля Гогена «Метаморфозы». Главной особенностью выставки является её акцент на разных видах творчества художника: гравюрах, скульптурах, рисунках и, конечно, картинах. Всего в экспозиции представлено около 160 работ, из них около 130 работ на бумаге. Выставка пройдёт с 8 марта по 8 июня 2014 года в Специальной выставочной галерее Международного Совета музеев Современного Искусства.
Дополнительный интерес к выставке вызван ещё и новыми данными о возможных причинах смерти художника. Так, были проведёны исследования четырех человеческих зубов, найденных в бутылке недалеко от места, где была расположена хижина художника на Маркизских островах. Ученые сопоставили ДНК обнаруженных зубов и ДНК внука художника, Марселя Тай Гогена. Тесты показали, что вероятность того, что зубы принадлежат художнику 90%-99%. Анализ же состава зубов показал полное отсутствие в них ртути, которой в XIX веке лечили сифилис (считавшийся настоящей причиной смерти художника). Таким образом, Гоген либо не страдал данным заболеванием, либо совершенно не лечился от него.
«Метаморфозы» - результат сотрудничества музеев, галерей и частных коллекционеров, как на национальном, так и на международном уровне. Многие из выставленных работ крайне редко бывают доступны для обозрения публики, ну а возможность увидеть их все вместе в принципе уникальна. Организаторами выставки стали куратор Стар Фэйга, ассистент куратора Лоте Джонсон и Кафедра Рисунка и Гравюры музея Современного Искусства.
Поль Гоген, больше чем кто-либо, черпал вдохновение в наблюдении за простыми людьми, занятыми повседневным трудом. Хотя художник считается, прежде всего, пионером модернистской живописи, на разных этапах своей жизни он уделял большое внимание резьбе по дереву, керамике, литографии, ксилографии, монотипии и гравюре – все они разжигали его творческий гений.
Гоген, не имевший никакого формального художественного образования, много времени проводил уединяясь в самых разных уголках мира, далеко от Парижа. Самым известным местом его добровольной «ссылки» является Таити, куда его привели неустанные поиски культур и цивилизаций, не тронутых влиянием европейцев. Жажда познания и новизны влекла Гогена в дальние страны и разжигала в нём интерес к непознанным видам и техникам в творчестве. Он стремился осваивать незнакомые методы, чтобы создавать совершенно новые работы. Выставка «Метаморфозы» посвящена, в том числе и этим, менее известным, но, возможно, даже более инновационным аспектам творческой практики Гогена. Особенно это касается редких литографий, которые он периодически создавал, начиная с 1889 г. и вплоть до своей смерти в 1903 году. Эти замечательные работы на бумаге отражают эксперименты художника с различными средами, от радикально «примитивных» ксилографий до драгоценных акварельных монотипий и больших, выразительных рисунков, написанных в его собственной, уникальной технике. Эти работы сегодня являются величайшими шедеврами в истории изобразительного искусства.
В творческом процессе Гоген часто повторял определенные ключевые мотивы, позволяя им развиваться от одного произведения к другому. Таким образом, мы можем видеть метаморфозы главных для художника образов с течением времени и в разных техниках, включая эстамп.
Именно в технике эстампа Гогену удалось очень тонко передать текстурированные поверхности, нюансы цветов, случайные знаки, которые в результате необычных химических процессов, придуманных самим художником, великолепно передают то его мрачное, таинственное и сказочное видение бытия в Южной части Тихого океана, где он провел большую часть своих последних 12 лет жизни. Через эстамп, Гоген часто пытался совместить различные техники. Его гравюры по дереву, например, несут намек на его скульптуры, а монотипии часто содержат комбинации рисунка и графики.
Чтобы понять, как Гоген продвигался в изучении и комбинировании различных техник, выставка в МоМА имеет строгую хронологию, за исключением некоторых групп произведений. Например, серия работ, выполненных для кафе Вольпини в Париже. Гоген получил этот заказ от своего дилера Тео Ван Гога, когда ему был уже 41 год, и он достиг своей творческой зрелости. Это была серия гравюр, выполненных на цинковых пластинах. Все 11 работ серии, отличающихся провокационным выбором, как сюжетов, так и самой техники исполнения, будут участвовать в новой выставке. Гоген создал эти, первые в своей карьере гравюры, на цинковых пластинах вместо традиционных известняковых плит, используемых для литографии. Он экспериментировал с нестандартными образными композициями, деталями, которые выходят за границы изображения, и выразительным текстурным проходом. Гоген напечатал их на ярко-желтой бумаге, которую обычно использовали для плакатов.
Семь из одиннадцати гравюр для Вольпини позже были интерпретированы художником в своих картинах и работе с керамикой. Это были изображения, вдохновленные недавней поездкой мастера в Бретань, Арль и на Мартинику. Три из этих весьма изобретательных образцов керамики, созданных Гогеном между 1886 и 1888 годами, будут выставлены рядом с гравюрами для Вольпини. Это кубок, украшенный фигурой купальщицы (1887-88), ваза с фигурой купальщицы под деревом (1887-88) и ваза со сценой в Бретоне (1886-87). Причем, в последней особенно хорошо отражена та светящаяся текстура и цвета, которые удавалось получать Гогену в процессе стекловарения и обжига.
Из работ по дереву особо стоит отметить инновационную для своего времени серию работ «Ноа Ноа» (1893-94), которой посвящена значительная часть выставки. Первые ксилографии художника, изображавшие жизнь на Таити были посвящены жизненному циклу, изначальным истокам культуры местного народа и их повседневной жизни, любви, суевериям, религии и смерти. Часть экспозиции «Метаморфоз», посвященная этой серии, включает не только ксилографию и монотипии, но и полномасштабные работы углем, пастелью и деревянные скульптуры.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий