Святой Грааль: то, что можно искать бесконечно

Святой Грааль
Нет в христианской мистике артефакта более таинственного, чем Святой Грааль. Все другие так или иначе связанные с христианством святыни, которые обладают статусом «всеми желанных и разыскиваемых», начиная от Ноева ковчега и заканчивая Ковчегом Завета, так или иначе имеют основания в священных текстах. Святой Грааль настолько туманный в своём происхождении и сущности объект поисков, что многие вообще исключают его из христианской символики.

Святой Грааль: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…
Единого определения, что же представляет собой Святой Грааль, просто не существует – есть просто представление о некоем священном и могущественном артефакте, который был в каких-то обстоятельствах утерян и должен быть непременно разыскан. Наибольшую связь с христианством имеет та версия, согласно которой Святой Грааль это чаша, из которой пил вино Христос на Тайной вечере и в которую потом, во время Страстей Христовых, была собрана кровь распятого на кресте Спасителя. Данная легенда связана с апокрифическими сочинениями, согласно которым эта чудодейственная чаша была доставлена во II веке в Британию, где и спрятана до сих пор. Нашедший эту чашу и испивший из неё якобы получает прощение всех грехов и вечную жизнь.
Но эта версия далеко не единственная и, если внимательно ознакомиться с вопросом, не самая популярная. Родившись в Средние века, легенда о Святом Граале сразу получила множество версий, которые придавали ей скорее языческий, мистический и волшебный характер. Святой Грааль в других вариантах это и своего рода рог изобилия, который предоставляет неограниченное количество еды и питья; и некий волшебный камень, обладающий невероятными свойствами (в некоторых легендах он по своим свойствам дублирует философский камень, в других это магический изумруд из короны Люцифера); и некая реликвия, по происхождению восходящая ещё к ветхозаветной религии и наделённая чудодейственными свойствами самим Богом. Среди современных версий более всех на слуху, в том числе и благодаря романам Дэна Брауна, та, в соответствии с которой Святой Грааль это зашифрованное обозначение той тайны, что у Иисуса Христа и Марии Магдалины был ребёнок: Святой Грааль это «кровь Христова», то есть дожившие до наших дней потомки Христа, в которых течёт его кровь.

Символическое значение Святого Грааля
Подобное многообразие трактовок и отсутствие каких-либо чётких интерпретаций (как, например, с Копьём Судьбы) в случае со Святым Граалем позволяет рассматривать этот предполагаемый артефакт, в первую очередь, как символическое отображение одного из главных архетипов человеческого мышления. Святой Грааль это свойственная человеческой психологии потребность в поиске некоего смысла, некоей загадки, обнаружение которой не только решит все сложности, но и обеспечит счастье, могущество, непобедимость, бессмертие – в общем, что для кого наиболее ценно.
В этом плане характерно, что сама легенда о Святом Граале появляется лишь в конце XII века и, прежде всего, как литературный вымысел – в одной из повестей знаменитого трубадура Кретьена де Труа. Специфика средневековой европейской жизни была в том, что авторитетом пользовались лишь те произведения, которые были подкреплены древностью и таинственностью источников. Поэтому, когда де Труа ввёл в оборот легенду о некоем священном артефакте, потерянном и скрытом, он сослался на некие старинные книги, в которых почерпнул эту легенду. Так же поступали и все другие средневековые поэты и писатели, которые вводили Святой Грааль в свои произведения – они ссылались на некие тайные рукописи и манускрипты, источники этого тайного знания. Святой Грааль, таким образом, это плод литературно-мифологического эксперимента Средних веков, имеющего во многом языческие корни, который из-за совпадения с психологическими архетипами обрёл невиданную популярность в своё время и потом был романтизирован в Новое время как часть «благородного Средневековья».
Поиски Святого Грааля
Разумеется, когда речь идёт о чём-то священном, прекрасном, могущественном и при этом где-то спрятанном, возникает потребность в поисках этого мистического артефакта. Особую прелесть поискам Святого Грааля придаёт то обстоятельство, что даже на уровне легенд не совсем понятно, что именно искать и где – столько вариантов и возможностей было предложено любителям поисков. В итоге получилась идеальная схема для удовлетворения психологической потребности в первую очередь в самом процессе поиска, в движении к цели, а не в самой цели, которая на определённом этапе приобрела второстепенное значение.
Впрочем, поиски Святого Грааля всегда были в большей степени литературной игрой, нежели реальностью – как и сам артефакт. С поисками Святого Грааля связывали многие более или менее таинственные инциденты Средних веков. Так, Альбигойские религиозные войны XIII столетия, которые вела французская корона против катаров, могущественной религиозной секты, объяснялись и объясняются рядом источников стремление заполучить Грааль, который якобы был главной культовой святыней катаров. Не избежали «привлечения» к истории Святого Грааля и тамплиеры – основание их ордена на месте разрушенного Иерусалимского храма интерпретировалось как обнаружение в Иерусалиме этой святыни и создании организации для её сохранения и защиты. С Граалем связывали и действительно имевшие место поиски тех или иных магических предметов, осуществлявшихся под эгидой руководства нацистской Германии и непосредственно СС, которые велись в тридцатые-сороковые годы по всему миру: знаменитый исследователь и археолог Отто Ран, прообраз киногероя Индианы Джонса, действительно занимался поисками Святого Грааля как святыни катаров.
Однако ни прошлые, ни современные поиски Грааля не дали каких-либо конкретных результатов. Наиболее свежим по этой теме является заявление итальянского археолога Альфредо Барбагало, согласно которому он видел Святой Грааль в форме обычной с виду терракотовой чаши, помещённой а потайную комнату в риской церкви Сан Лоренцо-фуори-ле-Мура (Базилика Святого Лаврентия за городской стеной).
Александр Бабицкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий