Урок анатомии: от Рембрандта до Дэмиена Херста в Муниципальном музее Гааги

 
03/10/2013

 ГААГА. Анатомия человека является предметом неисчерпаемого интереса не только для науки, но и для искусства. На протяжении веков человеческое тело и процесс его вскрытия были популярными темами среди художников. Движимые жаждой познания, они стремились по настоящему понять анатомию человека и те законы и принципы, которые определяют его физические возможности.


Этой осенью в Гаагском Муниципальном музее (Gemeentemuseum Den Haag) проходит уникальная выставка на эту тему, где полотно великого Рембрандта (Rembrandt) «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (The Anatomy Lesson of Dr Nicolaas Tulp), относящееся к семнадцатому веку, в настоящее время выставлено рядом с работами ведущих международных классических и современных художников.
Это первая выставка объединяющая все десять сохранившихся картин, посвященных урокам анатомии, созданный в Нидерландах в семнадцатом веке. На самом деле, музей просто воспользовался редкой возможностью выставить эти уникальные картины, главной из которых, безусловно, является произведение Рембрандта, находящиеся на хранении в Муниципальном музее, пока в галерее Маурицхейс (Mauritshuis), которой сейчас принадлежит шедевр, идут ремонтные работы.
Выставка дает посетителям возможность заглянуть в буквальном смысле слова «под кожу» Хомо Сапиенс, через работы художников, начиная от Рембрандта, и заканчивая Дэмиеном Херстом (Damien Hirst). Анатомическая практика Гильдии хирургов Амстердама семнадцатого века символизирует новаторский дух Голландии в её Золотой Век. Вскрытие человеческих трупов в Анатомическом театре были открыты не только для медиков, богатые миряне также могли заплатить за участие в мероприятии. Наука, искусство и коммерческая хватка шли рука об руку, чтобы породить эпоху беспрецедентного социального и культурного развития.
Но, пожалуй, самое важное значение этих картин в том, что они отмечают рождение эмпирической науки. В первый раз, европейцы открыто отказываются от всеобъемлющей концепции Бога. Библия уже не является единственным объяснением для всего вокруг. Люди отправились на поиски осязаемой реальности, и в рамках этих поисков, «вывернули» человеческое тело наизнанку.
Выставка также наглядно демонстрирует множество интересных элементов из истории медицинской науки. Помимо хирургических инструментов, здесь можно увидеть и методы работы хирургов того времени и удивительные открытия, которые они делали. Например, знаменитый нидерландский анатом Фредерик Рюйш (Frederik Ruysch) создал уникальную коллекцию анатомических препаратов, купленную Петром I (сейчас она находится в Кунсткамере в Санкт-Петербурге). Недостатки человеческого тела, отношения между телом и разумом, сила медицины и магия рассечения тела, все это представлено в разных разделах выставки. Список представленных художников включает в себя такие известные имена, как Ательер Ван Лишают (Atelier van Lieshout), Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon), Берлинде де Брёйкаре (Berlinde De Bruyckere), Мэтью Дэй Джексона (Matthew Day Jackson), Лючио Фонтана (Lucio Fontana), Мона Хатум (Mona Hatoum), Пол Тек (Paul Thek), Марк Куинн (Marc Quinn) и, конечно, Дэмиен Херст. Их работы наглядно демонстрируют разные ипостасии человеческого тела, созданного по образу и подобию Божьему.
Экспозиция включает знаменитую установку Херста «Иногда я избегаю людей», состоящую из двух стеклянных витрин и газовых баллонов. Работы дают визуальное выражение современного образа смерти, как таинственной деятельности, происходящей за закрытыми дверями больничных палат, с результатами, которые удаляются быстро и эффективно.
Специально для этой выставки , всемирно известный голландский скульптор Фолкерт де Йонг (Folkert de Jong) создал большую установку, основанную на идее Анатомического театра. Первичность материи над мыслеформой в самом сердце выставки, приглашающем посетителей в центр пространства, в котором они остро осознают хрупкость своего собственного существования. Фолкерт де Йонг рассматривает анатомический театр в качестве отправной точки для изучения баланса сил между произведением искусства, художником и зрителем.
Выставка является результатом партнерства между следующими музеями Нидерландов: Амстердамский музей Маурицхейс в Гааге, Музей Бургаве (Museum Boerhaave) в Лейдене и Музей Хет Принсенхоф (Museum het Prinsenhof) в Делфте.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий