Свитки Мертвого моря: детективная история, научная сенсация


Несмотря на то, что подавляющая часть работы археологов состоит из ничем не примечательного ковыряния в земле, возможны сенсационные находки, которые имеют огромное научное значение и при этом сопровождаются поистине детективными историями. Классический и один из наиболее известных подобных примеров это свитки Мёртвого моря, история их обнаружения и изучения.

Бедуины тоже могут быть археологами

Обычно история обнаружение знаменитых Кумранских свитков преподносится как действительно авантюрно-приключенческая история о том, как пастух-бедуин случайно нашёл в пещере недалеко от Иерусалима древние свитки - и началась настоящая «золотая лихорадка». На самом деле всё было несколько прозаичнее. В феврале 1947 года пятнадцатилетний бедуинский юноша действительно пас стадо коз в пустынной местности в 25 километрах восточнее Иерусалима, в двух километрах от побережья Мёртвого моря (отчего и одно из названий будущей находки). И он действительно нашёл в пещере глиняные сосуды с хранящимися в них пергаментными свитками. Вот только никакого ажиотажа по этому поводу не началось.

Дело в том, что эти земли настолько богаты древностями, что любопытные артефакты возрастом в тысячи лет здесь находят постоянно. Вот и на этот раз бедуины постарались продать свитки в Иерусалиме различным антикварам, однако кумранские рукописи долгое время никого не интересовали. Лишь через несколько месяцев три свитка за 250 долларов приобрёл митрополит Сирийской Православной церкви в Иерусалиме Самуил, который вскоре вывез их в США. Там в 1950 году развернулась научная дискуссия, в ходе которой наконец-то и стало ясно, что состоялась настоящая научная сенсация. Эти свитки имеют возраст около двух тысяч лет (были созданы в период примерно от 200 года до нашей эры до 70 года нашей эры) и представляют собой отрывки Ветхого завета, апокрифические тексты и тексты религиозного сообщества ессеев, так называемой Кумранской общины, иудейской секты рубежа нашей эры. После этого рукописи были выкуплены у Самуила за 250 тысяч долларов и возвращены в Израиль, а на месте их обнаружения начались полномасштабные археологические раскопки. Результатом основных поисков, длившихся до 1956 года, стало обнаружение около 25 тысяч фрагментов рукописей, из которых целыми были не более десятка свитков. Остальное представляли собой отдельные отрывки: бедуинам было выгоднее продавать найденные ими раньше учёных свитки по частям.

Открытие Трои по сравнению с этим - ерунда

В публицистике принято называть одним из величайших археологических открытий в истории раскопки античной ТроиГенрихом Шлиманом в конце XIX столетия. Признавая важность деятельности Шлимана для привлечения интереса к исследованиям истории Древней Греции, примечательно, что с чисто научной точки зрения обнаружение Кумранских рукописей имеет куда большее значение. Содержание свитков Мёртвого моря позволяет более или менее достоверно изучить не только древнюю историю Иудейского государства, но и проследить развитие ветхозаветной религии, а также элементы влияния на раннее христианство. В целом обнаруженные Кумранские рукописи можно разделить на три основных категории по их содержанию:
Библейские тексты. Найдено примерно двести свитков, представляющих собой фрагменты различных книг Ветхого Завета. В большинстве своём это отдельные отрывки, выполненные в различных переводах и в различных редакциях. Имеются отрывки практически всех частей Ветхого Завета, кроме книг Эсфири и Неемии. Кумранские рукописи являются древнейшими образцами ветхозаветных текстов, дошедших до нас, поэтому они поистине бесценны с точки зрения анализа эволюции данных священных текстов;
Апокрифы и псевдоэпиграфы - это тексты, относящиеся к библейской традиции, но не признаваемые ортодоксальным иудаизмом. Апокрифами в данном случае называются религиозные тексты древнего происхождения, создаваемые одновременно или чуть позднее «классического» иудейского Пятикнижия, но по тем или иным соображениям исключённые раввинами из Торы. В то же время в христианской традиции эти тексты считаются каноническими и составляют полноценную часть Ветхого Завета. Псевдоэпиграфы - это религиозные тексты подобного характера, созданные на последнем этапе существования Иудейского государства, которые не признаются также и христианским богословием;
Тексты Кумранской общины - литература, отражающая религиозные взгляды, организационные принципы, историю иудейской секты ессеев, которых некоторые исследователи склонны считать предшественниками христиан. Впрочем, эта проблема активно обсуждается, основным в данный момент является мнение, что идеи ессеев были созвучны христианству лишь отчасти и развивались параллельно христианскому учению. Наиболее известны так называемый Дамасский документ (где отображены правила жизнедеятельности секты и её законы), Храмовый свиток (ессейский вариант Ветхого завета, в который вводятся новые идеи, нехарактерные для ортодоксального иудаизма) и Медный свиток. Медный свиток - это выдавленный на медных полосах текст середины I века нашей эры, представляющий собой список кладов, разбросанных по территории Иудеи. Если информация о кладах верна (что пока не подтверждается археологическими поисками), то в этих тайниках хранилось (возможно, до сих пор хранится) около двухсот тонн золота и серебра.

Александр Бабицкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий