Как сегодня проверяют подлинность произведений искусства


04/06/2013

РИМ. Сегодня на артрынке сложилась такая ситуация, когда европейские аукционные дома, дилеры и коллекционеры не в состоянии провести надлежащие проверки, чтобы избежать сбыта произведений искусства, похищенных и находящихся в розыске.

 Пол Митчел с возвращённой картиной Яна ван Гойена
Photo: Antonio Zazueta Olmos for the Observer / Guardian.co.uk
Кристофер Маринелло (Christopher A Marinello), который специализируется на розыске украденных произведений искусства и разрешении споров о правообладании, рассказывает: “Мы находим много украденных предметов искусства, именно в таких правовых государствах, как Италия, Франция и Германия. Самый простой случай - грузоотправители, зачастую, предпочитают спрятать испорченные произведения и продать за бесценок, чем платить за них по страховке. А добросовестные приобретатели, впоследствии, оказываются в проигрыше, так как не проявили в своё время должной осмотрительности”.
В частности, Маринелло участвовал в переговорах о возвращении из Италии пейзажа Яна ван Гойена (Jan van Goyen), голландского художника 17-го века, который был украден в 1979 году. Переговоры были особенно деликатными, потому что, согласно итальянскому законодательству, если кто-то добросовестно покупает украденные работы, то имеет все права оставить их у себя. Маринелло смог доказать, что эта картина была одной их девяти, украденной из лондонского дома Пола Митчелла (Paul Mitchell), специалиста по античности.
Воры вынуждены были открыть окно, чтобы войти в его дом. Позже Митчелл рассказал, что решил, что небольшой шум, доносившийся снизу, был произведен его кошками. “Полиция называет таких ночных воров «лианами». Они специализируются на кражах из домов, когда хозяин находится буквально в соседней комнате.”
Кража картин тяжело переживалась Митчеллом. Они принадлежали ещё его отцу, и со временем стали настолько ценными, что Митчелл не мог позволить себе застраховать их за полную стоимость. Ещё в 1979 году картины были оценены в 400 000 фунтов стерлингов. Сегодня число нулей уже переваливает за семь. После кражи Митчелл тщетно пытались разыскать картины, предлагая награду в 5000 фунтов за любые сведения о них, размещал рекламу в международных журналах и даже нанимал частных детективов. Но след полотен давно простыл.
Картина ван Гойена, красивая сцена на пляже, датируемая 1643 годом, всплыла случайно, через несколько недель после того, как голландская фирма пыталась купить её в Италии. Прежде чем совершить платеж, представитель фирмы решил проверить полотно по базе данных Art Loss Register (ALR), которая содержит сведения обо всех украденных произведениях искусства в мире.
Маринелло в то время работал главным юрисконсультом ALR, и он официально подтвердил, что картина была украдена. «Итальянский аукционный дом, который выставил работу на продажу, даже не потрудился проверить её по базе ALR.
Хорошо, что покупатель сделал это сам, и тем самым спас не только свою репутацию, но и значительную сумму на оплату юридических услуг, пытаясь впоследствии доказать в суде права собственности на полотно».
Сегодня на рынке работает большое число дилеров, коллекционеров и аукционных домов, которые не выполняют даже самые элементарные проверки. В подавляющем большинстве случаев, украденные вещи продают повторно, и это остается незамеченным. На вопрос, почему они не делают таких проверок, Маринелло воздержался от ответа, лишь предположив, что сами покупатели, зачастую, не хотят знать о возможном криминальном прошлом художественного произведения.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий