Танец в картинах некоторых художников первой половины 20го века

Цель - рассмотреть некоторые картины именно с позиции интересного отображения танца, движения и аспектов, связанных с танцем.

Кого рисуют художники, если изображают танец в начале 20го века?
Танец - с одной стороны, социально одобренный способ коллективного времяпрепровождения. Соответственно мы видим: танцы на отдыхе, гуляния, народные праздники и т.п.
С другой стороны - это злачные места вроде кабаре - танцовщица врывается на картину как вихрь, как хищница, или присутствует как жертва.
Реже мы видит балет - танец как искусство, но в полной мере должное отношение к танцу как искусству отразится в живописи позднее.
И еще реже (и намного интереснее) видеть взгляд на танец, как на средство самопознания (пример с Ходлером).

Август Макке (August Macke) 1912г. "Русский балет" Август Макке (August Macke) 1912г. "Русский балет".
Хоть картины Макке (или Маке) и напоминают импрессионистов, а также постимпрессионистов, которыми он восхищался, виден его собственный стиль - его видение этих течений. Как и другие его работы, картину "Русский балет" отличает точная прорисовка контуров, интенсивные цвета.
В начале 20го века Дягилев привозил многие новые на тот момент русские балеты в Европу. Такие серийные показы назывались "Русскими сезонами". В числе привезенных балетов была и "Петрушка" Стравинского, которую мы и видим на картине. Балет здесь - тоже "хорошо забытое старое" (обыгрываение мотивов древнего Del arte).




 

Фердинанд Ходлер "Танцующая женщина" Фердинанд Ходлер "Танцующая женщина".
Ф.Ходлер учился и работал в Женеве.
Идея слитности человека с окружающем мире находит отражение и в этой его картине - женщина танцует на природе. Не ради зрителя, а ради эмоционального самововлечения в постижении гармонии природной красоты, своего человеческого естества. Лицо расслаблено и поза естественна, она рада раствориться в окружающем мире.










Макс Клингер 1918г. "Шествие на набережной" Макс Клинге 1894г. "Опус фантазия на тему Брамса"
Макс Клингер 1918г. "Шествие на набережной" (слева) . Макс Клинге 1894г. "Опус фантазия на тему Брамса" (справа). Серии изображений воображаемой реальности Макс сравнивал с опусами - музыкальной формой. Отсюда и такое необычное название. В обеих картинах немецкий живописец не стремится изобразить сценки из жизни. Многие элементы картины с разумной точки зрения противоестественны - в первой картине танец используется, визможно, лишь как средство обрисовки серии женских образов.
 

Макс Слефогт 1896г. "Пляска" Макс Слефогт "Испанская танцовщица Мариетта де Ригардо"
Макс Слефогт 1896г. "Пляска смерти" (слева) Интригующее название, однако! Коварно улыбается, одетая в черное кабаре танцовщица… Может, женщина - вамп?
Макс Слефогт "Испанская танцовщица Мариетта де Ригардо". (справа) Томный излом корпуса и вальяжная неспешно принятая поза позволяет предположить, что мы опять окунаемся в атмосферу старинного аналога ночного клуба - бара.


 
Гоген "Девушки танцуют в Понт-Авен" Гоген "Девушки танцуют в Понт-Авен".
Прекрасна цветовая палитра картины, из-за которой от нее не хочется отводить взгляда.
Трудно понять, зачем художнику понадобился танец. Картина, конечно, дышит прекрасным спокойствием и это гениальный Гоген, но, если смотреть с позиции воплощения танца, все искусственно. Девочки танцуют с такими лицами и таким рвением, словно погружены в медитацию йогов.



 
Пабло Пикассо 1919-1920гг "Танцовщицы" Пабло Пикассо 1919-1920гг "Танцоры"
Пабло Пикассо 1919-1920гг "Танцовщицы". (слева) Пабло Пикассо 1919-1920гг "Танцоры" (справа) . Еще раз можно убедиться в удивительной многогранности этого художника, в его способности в любой форме и в совершенно разных стилях воплотить нечто узнаваемо свое. Если не приглядываться, то вообще можно удивиться - неужели это Пикассо?
Вроде издали "Танцовщицы" - нечто подобное античным трем грациям по позам, изгибам.. А приглядишься (надо открыть крупное изображение обязательно), и увидишь, как за обманчиво округлыми линиями прячется изломанность форм. В гармонии танца прячется дисгармония человеческой сущности.



Эдвард Мунк (Edward Munch) "Танец жизни" Эдвард Мунк (Edward Munch) "Танец жизни".
Большинство его картин - это кульминация драмы, Вы не можете не почувствовать напряженность момента. Он не просто любуется тем, что нарисовал, он выворачивает своих персонажей наизнанку и заставляет нас вникать в их эмоции.
В центре - танцующая пара "счастливы вместе". На заднем плане другие картинки из жизни: справа - пара "в пьяном угаре", слева - "залихватское веселье".
И две женщины по сторонам от персонажей в центре смотрят на пару и мы легко "читаем" их чувства. Слева женщина в белом еще ждет своего "кавалера", верит, что он появится в будущем. А та, что справа в черном, смотрит на танцующих со смесью зависти и скорби.
Клубок человеческих чувств, ярких и разнообразных не отпускает нас от картины - стоит лишь к ней присмотреться. Становится понятно столь емкое название картины.
 
Оскар Шлеммер (Schlemmer, Oskar) 1922г. "Танцовщица"

Оскар Шлеммер (Schlemmer, Oskar) 1922г. "Танцовщица".
Немецкий последователь абстракционизма, кубизма и других направлений предлагает нам почувствовать ощущение движения в таких далеких от естественности формах.





Ван Донген 1904г. "Красная танцовщица канкан"Ван Донген 1904г. "Красная танцовщица канкан" (слева). Донген - основоположник узкого направления под названием "фовизм" - кричащие, словно "дикие" цвета и силуэты. В данном случае дикий оранжевый цвет и развевающиеся фалды юбки подчеркивают настрой танцовщицы и передает нам атмосферу танца Нини - одной из исполнительниц канкана и т.п. танцев французского кабаре.

Ван Донген 1905г. "Красавица Фатима" Ван Донген 1905г. "Красавица Фатима" (справа). В начале 20го века было модно стилизоваться под Восток. Мы все также "попадаем в кабаре". Танцовщицы пытались пробиться, варьируя образы, как и в любое другое время. Чтобы усилить впечатление художник добавляет восточного колорита и в фон картины.







А.Г.Тышлер 1925г. "Праздник урожая" А.Г.Тышлер 1925г. "Праздник урожая"
Картина советского живописца, театрального художника. В театральной работе любил использовать принципы народного площадного театра. В Советском Союзе, ох, как поощрялось воспевание всего народно-крестьянского.







Живопись позволяет нам еще и еще раз обращаться в многогранности использования танца, его взаимодействие со всеми сторонами жизни человека, почувствовать снова желание танцевать!
Елена Стеценко

Комментариев нет:

Отправить комментарий