Омар Хайям. стихи о человеке


Мы источник веселья - и скорби рудник.
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик!
---
Вот лицо мое - словно прекрасный тюльпан,
Вот мой стройный, как ствол кипарисовый, стан,
Одного, сотворенный из праха, не знаю:
Для чего этот облик мне скульптором дан?
---
Долго ль спину придется мне гнуть или нет,
Скоро ль мне суждено отдохнуть или нет -
Что об этом вздыхать, если даже вздыхая,
Я не знаю: успею вздохнуть или нет?
---
Если все государства, вблизи и вдали,
Покоренные, будут валяться в пыли -
Ты не станешь, великий владыка, бессмертным.
Твой удел невелик: три аршина земли.

Благородство и подлость, отвага и страх -
Все с рожденья заложено в наших телах.
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже -
Мы такие, какими нас создал Аллах! 
---
"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай - это две половины души.
---
Для того, кто за внешностью видит нутро,
Зло с добром - словно золото и серебро.
Ибо то и другое - дается на время.
Ибо кончатся скоро и зло, и добро.
---
Кто, живя на земле, не грешил? Отвечай!
Ну, а кто не грешил - разве жил? Отвечай!
Чем Ты лучше меня, если мне в наказанье
Ты ответное зло совершил? Отвечай! " 
В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом,
Трезвый оком взгляни на ближайшего друга -
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.
---
Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
---
Не давай убаюкать себя похвалой -
Меч судьбы занесен над твоей головой.
Как ни сладостна слава, но яд наготове
У судьбы. Берегись отравиться халвой!
---
Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
Я готов согласиться с твоими словами.
Но достоин ли ты выносить приговор? 
Вместо злата и жемчуга с янтарем
Мы другое богатство себе изберем:
Сбрось наряды, прикрой свое тело старьем,
Но и в жалких лохмотьях - останься царем!
---
Для достойного - нету достойных наград,
Я живот положить за достойного рад.
Хочешь знать, существуют ли адские муки?
Жить среди недостойных - вот истинный ад!
---
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!
Если мудрый подаст тебе яду - прими!
---
Словно мячик, гонимый жестокой судьбой,
Мчись вперед, торопись под удар, на убой!
Хода этой игры не изменишь мольбой,
Знает правила тот, кто играет с тобой. 
Если ты не впадаешь в молитвенный раж,
Но последний кусок неимущим отдашь,
Если ты никого из друзей не предашь -
Прямо в рай попадешь,,. Если выпить мне дашь!
---
Если ты не дурак, поразмысли о том,
Хорошо ль изнурять себя долгим постом?
Пьющий - смертен, но разве бессмертен непьющий?
Нету разницы между святым и скотом.
---
О прославленном скажут: "Спесивая знать!"
О смиренном святом: "Притворяется, знать..."
Хорошо бы прожить никому не известным,
Хорошо самому никого бы не знать.
---
О законник сухой, неподкупный судья!
Хуже пьянства запойного - трезвость твоя.
Я вино проливаю - ты кровь проливаешь.
Кто из нас кровожаднее - ты или я? 
О мудрец! Если тот или этот дурак
Называет рассветом полуночный мрак, -
Притворись дураком и не спорь с дураками.
Каждый, кто не дурак, - вольнодумец и враг!
---
Я пью, - что говорить, но не буяню спьяну;
Я жаден, но к чему? Лишь к полному стакану
Да, свято чтить вино до смерти буду я,
Себя же самого, как ты, я чтить не стану.
---
Ты к людям нынешним не очень сердцем льни,
Подальше от людей быть лучше в наши дни.
Глаза своей души открой на самых близких, -
Увидишь с ужасом: тебе враги они.
---
Ты не собственной волей явился сюда,
Проживешь и уйдешь, не оставив следа.
Пей вино, потому, что не знаешь - откуда,
Веселись, потому, что не знаешь - куда. 
Ты измучен, мой друг, суетою сует,
А забот тебе хватит на тысячу лет.
Не горюй о прошедшем - оно не вернется,
Не гадай о грядущем - в нем радости нет.
---
Будешь в обществе гордых ученых ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов,
Ибо каждого, кто не осел, эти дурни
Обвиняют немедля в подрыве основ.
---
Много зла и коварства таится кругом,
Ты друзей не найдешь в этом стаде людском.
Каждый встречный тебе представляется другом,
Подожди: он окажется лютым врагом.
---
Говорят, что я пьяный старик - я таков!
Обвиняют: безбожник, блудник - я таков!
Люди вздором охотно себя развлекают, -
Не печалюсь, не спорю, привык - я таков! 
Будь вольнодумцем! Помни наш зарок:
"Святоша - узок, лицемер - жесток".
Звучит упрямо проповедь Хайяма:
"Разбойничай, но сердцем будь широк!"
---
Закрой Коран. Свободно оглянись
И думай сам. Добром - всегда делись.
Зла - никогда не помни. А чтоб сердцем
Возвыситься - к упавшему нагнись.
---
     Я знаю этот вид напыщенных ослов:
     Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
     Они - рабы имен. Составь себе лишь имя,
     И ползать пред тобой любой из них готов.
---
     Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
     Два важных правила запомни для начала:
     Ты лучше голодай, чем что попало есть,
     И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
    Под этим небом жизнь - терзаний череда,
     А сжалится ль оно над нами? Никогда.
     О нерожденные! Когда б о наших муках
     Вам довелось узнать, не шли бы вы сюда.

---
     Когда б в желаниях я быть свободным мог
     И власть бы надо мной утратил злобный рок,
     Я был бы рад на свет не появляться вовсе,
     Чтоб не было нужды уйти чрез краткий срок.
---
     Пусть пьяницей слыву, гулякой невозможным,
     Огнепоклонником, язычником безбожным, -
     Я, верен лишь себе, не придаю цены
     Всем этим прозвищам - пусть правильным, пусть ложным.

  Как нужна для жемчужины полная тьма
     Так страданья нужны для души и ума.
     Ты лишился всего, и душа опустела?
     Эта чаша наполнится снова сама!
---
     Если есть у тебя для житья закуток -
     В наше подлое время - и хлеба кусок,
     Если ты никому не слуга, не хозяин -
     Счастлив ты и воистину духом высок.
---

     Если все государства, вблизи и вдали,
     Покоренные, будут валяться в пыли -
     Ты не станешь, великий владыка, бессмертным.
     Твой удел не велик: три аршина земли.
---
     Немолящимся грешником надобно быть -
     Веселящимся грешником надобно быть.
     Так как жизнь драгоценная кончится скоро -
     Шутником и насмешником надобно быть.
  Благородство и подлость, отвага и страх -
     Все с рожденья заложено в наших телах.
     Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже
     Мы такие, какими нас создал аллах!
---
     От нежданного счастья, глупец, не шалей.
     Если станешь несчастным - себя не жалей.
     Зло с добром не вали без разбора на небо:
     Небу этому в тысячу раз тяжелей!
---
     Назовут меня пьяным - воистину так!
     Нечестивцем, смутьяном - воистину так!
     Я есмь я. И болтайте себе, что хотите:
     Я останусь Хайямом. Воистину так!
---
     "Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.
     Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
     Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
     Ад и рай - это две половины души.
 В этом мире не вырастет правды побег
     Справедливость - не правила миром вовек.
     Не считай, что изменишь течение жизни.
     За подрубленный сук не держись, человек!
---
     Если вдруг на тебя снизошла благодать -
     Можешь все, что имеешь, за правду отдать.
     Но, святой человек, не обрушивай гнева
     На того, кто за правду не хочет страдать!
---
     Не моли о любви, безнадежно любя,
     Не броди под окном у неверной, скорбя.
     Словно нищие дервиши, будь независим -
     Может статься, тогда и полюбят тебя.
---
     Не завидуй тому, кто силен и богат.
     За рассветом всегда наступает закат.
     С этой жизнью короткою, равною вздоху,
     Обращайся как с данной тебе напрокат.
  Пусть я плохо при жизни служил небесам,
     Пусть грехов моих груз не под силу весам
     Полагаюсь на милость Единого, ибо
     Отродясь никогда не двуличничал сам!
---
     Не давай убаюкать себя похвалой -
     Меч судьбы занесен над твоей головой.
     Как ни сладостна слава, но яд наготове
     У судьбы. Берегись отравиться халвой!
---
     Смерти я не страшусь, на судьбу не ропщу,
     Утешенья в надежде на рай не ищу,
     Душу вечную, данную мне ненадолго.
     Я без жалоб в положенный срок возвращу.
---
     Тот, кто с юности верует в собственный ум,
     Стал, в погоне за истиной, сух и угрюм.
     Притязающий с детства на знание жизни,
     Виноградом не став, превратился в изюм.
 Вместо злата и жемчуга с янтарем
     Мы другое богатство себе изберем:
     Сбрось наряды, прикрой свое тело старьем,
     Но и в жалких лохмотьях - останься царем!
---
     Ты задался вопросом: что есть Человек?
     Образ божий. Но логикой бог пренебрег:
     Он его извлекает на миг из пучины -
     И обратно в пучину швыряет навек.
---
     В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
     Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
     Веки плотно зажмурь - хоть немного подумай
     О сохранности глаз, языка и ушей!
---
     Если ты не впадаешь в молитвенный раж,
     Но последний кусок неимущим отдашь,
     Если ты никого из друзей не предашь -
     Прямо в рай попадешь... Если выпить мне дашь!
     Опасайся плениться красавицей, друг!
     Красота и любовь - два источника мук.
     Ибо это прекрасное царство не вечно:
     Поражает сердца и - уходит из рук.
---
     Так как вечных законов твой ум не постиг
     Волноваться смешно из-за мелких интриг.
     Так как бог в небесах неизменно велик -
     Будь спокоен и весел, цени этот миг.
---
     О мудрец! Если тот или этот дурак
     Называет рассветом полуночный мрак, -
     Притворись дураком и не спорь с дураками.
     Каждый, кто не дурак, - вольнодумец и враг!
---
     Листья дерева жизни, отпущенной мне,
     В зимней стуже сгорают и в вешнем огне.
     Пей вино, не горюй. Следуй мудрым советам:
     Все заботы топи в искрометном вине.
  Раз не нашею волей вершатся дела,
     Беззаботному сердцу и честь и хвала.
     Не грусти, что ты смертен, не хмурься в печали,
     А не то тебе станет и жизнь не мила.

---
     Зерна наших надежд до конца не сберем,
     Уходя, не захватим ни сад и ни дом.
     Не жалей для друзей своего достоянья,
     Чтобы недруг его не присвоил потом.
---
     Чем за общее счастье без толку страдать
     Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
     Лучше друга к себе привязать добротою,
     Чем от пут человечество освобождать.
---
     Ты при всех на меня накликаешь позор:
     Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
     Я готов согласиться с твоими словами.
     Но достоин ли ты выносить приговор?














Комментариев нет:

Отправить комментарий