Омар Хайям. Стихи о жизни (2)

Жизнь короткую лучше прожить не молясь,
Жизнь короткую лучше прожить веселясь.
Лучше нет, чем среди этой груды развалин
Пить с красоткой вино, на траве развалясь!
---
Если б я властелином судьбы своей стал -
Я бы всю ее заново перелистал
И, безжалостно вычеркнув скорбные строки,
Головою от радости небо достал!
---
Дураки мудрецом почитают меня.
Видит бог: я не тот, кем считают меня.
О себе и о мире я знаю не больше
Тех глупцов, что усердно читают меня.
---
Нет благороднее растений и милее,
Чем черный кипарис и белая лилея.
Он, сто имея рук, не тычет их вперед;
Она всегда молчит, сто языков имея. 
Жизнь короткую лучше прожить не молясь,
Жизнь короткую лучше прожить веселясь.
Лучше нет, чем среди этой груды развалин
Пить с красоткой вино, на траве развалясь!
---
Если б я властелином судьбы своей стал -
Я бы всю ее заново перелистал
И, безжалостно вычеркнув скорбные строки,
Головою от радости небо достал!
---
Дураки мудрецом почитают меня.
Видит бог: я не тот, кем считают меня.
О себе и о мире я знаю не больше
Тех глупцов, что усердно читают меня.
---
Нет благороднее растений и милее,
Чем черный кипарис и белая лилея.
Он, сто имея рук, не тычет их вперед;
Она всегда молчит, сто языков имея. 
С вином и розами я шествовал доселе,
Не привели они меня к желанной цели.
Однако в сторону я не сверну: друзей
Бросать на полпути пристойно ль, в самом деле?
---
Говорят: "Будут гурии, мед и вино - 
Все услады в раю нам вкусить суждено".
Потому я повсюду с любимой и с чашей, -
Ведь в итоге к тому же придем все равно.
---
День прошел - и о нем позабудь поскорей,
Да и стоит ли завтрашний наших скорбей?
Откровения нет ни в былом, ни в грядущем, -
Мы сегодня живем. Так смотри веселей!
---
Обещают нам гурий прекрасных в раю, 
Но прекраснее та, с кем сегодня я пью.
Издалека лишь бой барабанный приятен, -
Дайте здесь, а посулы я вам подарю. 
Ты обойден наградой? Позабудь.
Дни вереницей мчатся? Позабудь.
Небрежен Ветер: в вечной Книге Жизни
Мог и не той страницей шевельнуть...
---
Все ароматы жадно я вдыхал,
Пил все лучи. А женщин всех желал.
Что жизнь? - Ручей земной блеснул на солнце
И где-то в черной трещине пропал.
---
В небесном кубке - хмель воздушных роз.
Разбей стекло тщеславно-мелких грез!
К чему тревоги, почести, мечтанья?
Звон тихий струн... и нежный шелк волос...
---
Я снова молод. Алое вино,
Дай радости душе! А заодно
Дай горечи и терпкой, и душистой...
Жизнь - горькое и пьяное вино!
 Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
     Два важных правила запомни для начала:
     Ты лучше голодай, чем что попало есть,
     И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

---
     Пусть не томят тебя пути судьбы проклятой,
     Пусть не волнуют грудь победы и утраты.
     Когда покинешь мир - ведь будет все равно,
     Что делал, говорил, чем запятнал себя ты.

---
     День завтрашний от нас густою мглой закрыт,
     Одна лишь мысль о нем пугает и томит.
     Летучий этот миг не упускай! Кто знает,
     Не слезы ли тебе грядущее сулит?

---
     Ты, книга юности, дочитана, увы!
     Часы веселия навек умчались вы!
     О птица-молодость, ты быстро улетела,
     Ища свежей лугов и зеленей листвы.
Коль можешь, не тужи о времени бегущем,
     Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим.
     Сокровища свои потрать, пока ты жив;
     Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим.

---
     Мой совет: будь хмельным и влюбленным всегда.
     Быть сановным и важным - не стоит труда.
     Не нужны всемогущему господу-богу
     Ни усы твои, друг, ни моя борода!

---
     Жизни стыдно за тех, кто сидит и скорбит,
     Кто не помнит утех, не прощает обид.
     Пой, покуда у чанга не лопнули струны!
     Пей, покуда об камень сосуд не разбит!

---
     То, что бог нам однажды отмерил, друзья,
     Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
     Постараемся с толком истратить наличность,
     На чужое не зарясь, взаймы не прося.
Мой закон: быть веселым и вечно хмельным,
     Ни святошей не быть, ни безбожником злым.
     Я спросил у судьбы о размере калыма.
     "Твое сердце, - сказала, - достойный калым!"

---
     Чем стараться большое уменье нажить,
     Чем себе, закочнев в самомненье, служить,
     Чем гоняться до смерти за призрачной славой -
     Лучше жизнь, как во сне, в опьяненье прожить!

---
     Сбрось обузу корысти, тщеславия гнет,
     Злом опутанный, вырвись из этих тенет,
     Пей вино и расчесывай локоны милой:
     День пройдет незаметно - и жизнь промелькнет.

---
     Немолящимся грешником надобно быть -
     Веселящимся грешником надобно быть.
     Так как жизнь драгоценная кончится скоро -
     Шутником и насмешником надобно быть.
"Надо жить, - нам внушают, в постах и труде.
     Как живете вы - так и воскреснете-де!"
     Я с подругой и с чашей вина неразлучен -
     Чтобы так и проснуться на Страшном суде.

---
     "Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.
     Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
     Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
     Ад и рай - это две половины души.

---
     Если жизнь все равно неизбежно пройдет -
     Так пускай хоть она безмятежно пройдет!
     Жизнь тебя, если будешь веселым, утешит,
     Если будешь рыдать - безутешно пройдет.

---
     Не завидуй тому, кто силен и богат.
     За рассветом всегда наступает закат.
     С этой жизнью короткою, равною вздоху,
     Обращайся как с данной тебе напрокат.
    Для достойного - нету достойных наград,
     Я живот положить за достойного рад.
     Хочешь знать, существуют ли адские муки?
     Жить среди недостойных - вот истинный ад!


---
     Жизнь с крючка сорвалась и бесследно прошла,
     Словно пьяная ночь, беспросветно прошла.
     Жизнь, мгновенье которой равно мирозданью.
     Как меж пальцев песок, незаметно прошла!

---
     Если б я властелином судьбы своей стал,
     Я бы всю ее заново перелистал
     И, безжалостно вычеркнув скорбные строки,
     Головою от радости небо достал!

---
     Листья дерева жизни, отпущенной мне,
     В зимней стуже сгорают и в вешнем огне.
     Пей вино, не горюй. Следуй мудрым советам:
     Все заботы топи в искрометном вине.
   О мудрец! Коротай свою жизнь в погребке.
     Прах великих властителей - чаша в руке.
     Все что кажется прочным, незыблемым, вечным, -
     Лишь обманчивый сон, лишь мираж вдалеке...

---
     Лживой книжной премудрости лучше бежать.
     Лучше с милой всю жизнь на лужайке лежать.
     До того как судьба твои кости иссушит -
     Лучше чашу без устали осушать!
---
     Те, что жили на свете в былые года,
     Не вернутся обратно сюда никогда,
     Наливай нам вина и послушай Хайяма:
     Все советы земных мудрецов - как вода...
---
     За страданья свои небеса не кляни.
     На могилы друзей без рыданья взгляни.
     Оцени мимолетное это мгновенье.
     Не гляди на вчерашний и завтрашний дни.
---
     Жизнь - мгновенье. Вино - от печали бальзам.
     День прошел беспечально - хвала небесам!
     Будь доволен тебе предназначенной долей,
     Не пытайся ее переделывать сам
---
     В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.
     Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить,
     Можешь пить свою желчь до скончания жизни:
     Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.
---
     Да пребудет со мною любовь и вино!
     Будь что будет: безумье, позор - все равно!
     Чему быть суждено - неминуемо будет,
     Но не больше того, чему быть суждено.
---
     Чем за общее счастье без толку страдать
     Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
     Лучше друга к себе привязать добротою,
     Чем от пут человечество освобождать.
  Лучше пить и веселых красавиц ласкать,
     Чем в постах и молитвах спасенья искать.
     Если место в аду для влюбленных и пьяниц
     То кого же прикажете в рай допускать?
---
     Трудно замыслы божьи постичь, старина,
     Нет у этого неба ни верха, ни дна.
     Сядь в укромном углу и довольствуйся малым:
     Лишь бы сцена была хоть немного видна!
---
     Роза после дождя не просохла еще.
     Жажда в сердце моем не заглохла еще.
     Еще рано кабак закрывать, виночерпий,
     Солнце светит в оконные стекла еще!
---
     Пощади меня, боже, избавь от оков!
     Их достойны святые - а я не таков.
     Я подлец - если ты не жесток с подлецами.
     Я глупец - если жалуешь ты дураков.
---
     В жизни сей опьянение лучше всего,
     Нежной гурии пение лучше всего,
     Вольной мысли кипение лучше всего,
     Всех запретов забвение лучше всего.
---
     Я терплю издевательства неба давно,
     Может быть, за терпенье в награду оно
     Ниспошлет мне красавицу легкого нрава
     И тяжелый кувшин ниспошлет заодно?







Комментариев нет:

Отправить комментарий