Аршил Горки. Армянская живопись


Настоящее имя художника, известного всему миру как Аршил Горки – Востаник Манук Адонян. Он родился на востоке Армении в семье преуспевающего торговца. Однажды утром, когда Горки было около 5 лет, его отец взял сына и дочь прогуляться к озеру и устроить там пикник. Они сидели на траве, наслаждались видом и едой. Это было их последняя встреча в Армении, вскоре отец эмигрировал в Америку, пообещав, что дети вскоре к нему присоединятся. Поцеловав сына на прощание, отец подарил ему пару остроконечных деревянных туфель – традиционную мужскую обувь армян.
Художник с матерью. Ок. 1926–1936
Художник с матерью. Ок. 1926–1936

Шли годы, а отец не давал о себе знать, не возвращался и не забирал семью в безоблачную страну Америку, что доставило семье множество трудностей и поставило ее перед лицом смертельной опасности. В 1915 году турки начали свою компанию по истреблению христиан, более 1,5 миллионов человек было убито. Семья, оставив разрушенный бомбежками дом бежала от ужаса и насилия геноцида. Спасая свои жизни, они прошла 150 километров и нашли убежище в храме в Эчмиадзине, а позже переехали в Ереван. Зимой 1912-1919 гг в морозный день в заброшенном доме умерла мать Горки. Умерла от голода, на руках 15-летнего сына, оставив на попечение мальчика младшую сестру. В 1920 году, благодаря щедрости родственником, дети уезжают в Америку. Тут в изгнании, Аршил с головой окунается в живопись, опираясь на детские воспоминания, Горки создает новый язык лирической абстракции.
Хоргом. Ок. 1938.
Хоргом. Ок. 1938.
Американцы любят говорить, что ужасы детства, проведенного художником в Армени проложили Аршил Горки путь к величию в Америке. Но мастер очень гордился своим происхождением, называл его подарком себе как художнику. Корни были для него неиссякаемым источником вдохновения. Аршил Горки прошел долгий пусть прежде чем смог противостоять тяготам детства, но осветил дорогу новым поколениям художников. Он не только глубоко чувствовал и понимал искусство, ему удалось точно спроецировать это понимание на окружающую действительность. Его внутренняя борьба, боль, терзания, мысли оголены и представлены на показ. Но в тоже время, картины Горки не заставляют нас сопереживать, не вызывают чувство жалости, они странным образом заставляют зрителя заглянуть в свою душу, погрузится в свой внутренний мир.
Аромат абрикосов в полях. 1944.
Аромат абрикосов в полях. 1944.
В начале творческого пути Горки был страстно увлечен импрессионистами. Он изучал те работы, которые ему приходилось видеть в Нью Йорке, либо черно-белые репродукции картин в журналах по искусству. В это время Горки писал в манере великих живописцев Сезанна, Пикассо, Миро. Но ранние работы художника сложно назвать копиями, он скорее цитировал великих мастеров, так же как ученик цитирует учителя, эти картины говорят о становлении художника. В них Горки не соревнуется с гениями, не пытается продолжить и развить их мысль, а лишь осознает их достижения, пытается увидеть мир их глазами, освоить их технику исполнения и стилистику. Работы зрелого Горки уже не похожи ни на одного другого мастера. Он показал миру самого себя – эмоционального, полного экспрессии, запутанного, но легко узнаваемого Аршил Горки. Часто Горки ассоциируют с сюрреалистами,часто с с кубистами и абстрактными экспрессионистами, но сам художник ощущал себя далеким от всех этих течений, он был уверен, что искусство – процесс развития, при котором один стиль и движение происходит от другого. Художник показал в своих работах что искусство универсально, он объединил в своем подходе разные типы творчества.
Аршил Горки оборвал свою жизнь по собственной воле слишком рано, но влияние его работ на мировое искусство огрмно, оно простирается за пределы его личности и стало достоянием и опытом всего человечества.






















Комментариев нет:

Отправить комментарий