Осло ищет пути размещения наследия Эдварда Мунка


06/01/2013
В 2013 году будет отмечаться 150-летие со дня рождения мастера экспрессионизма, автора таких знакомых и знаковых картин как «Крик» (Scream). Но предстоящий юбилей уже омрачен тем фактом, что власти Осло неспособны обеспечить надлежащую размещение шедевров мировой живописи, которые художник оставил городу по своему завещанию. Мунк, который умер в 1944 году, завещал огромную коллекцию своих работ норвежской столице, в том числе 1 100 картин, 3 000 рисунков и 18 000 офортов.
Но нынешний Музей Мунка, построенный вскоре после Второй мировой войны на окраине Осло, находится в довольно плачевном состоянии. “Пришло время перенести музей в более современное здание, что позволит нам принимать больше посетителей и показать творчество Мунка с других точек зрения, в более широком контексте”, - сказал директор музея Стейн Олав Хенриксен (Stein Olav Henrichsen). И, хотя все согласны с тем, что музей нуждается в улучшении «жилищных» условий, возникшие разногласия по этому вопросу не позволили решить его до сих пор.
Городской совет Осло в 2008 году выразил готовность возвести музей рядом с футуристическим зданием новой оперы, на берегу фьорда Осло, но эти планы были отменены три года спустя, и признаны популистскими, не имеющими под собой конкретного проекта. Этот шаг поверг общество в шок и смущение, так как одна испанская архитектурная фирма уже подготовила проект супер-современного стеклянного здания, затратив при этом большую сумму денег.
С тех пор ситуация вокруг нового здания музея зашла в тупик. Одни предлгают вернуться к испанской концепции, другие - считают достаточным проведение капитального ремонта в существующием здании. Средняя стоимость проектов при этом оценивается в 1,6 млрд. норвежских крон (215 млн. евро, 285 млн. долларов).
Невозможность достичь согласия истолковывается некоторыми как полное пренебрежение к наследию знаменитого художника, имеющего мировое значение. Миллионы человек недавно посетили выставку работ Мунка, которая гастролировала в Париже, Франкфурте и Лондоне. А одна из четырех версий «Крика» - единственная, которая находится в частных руках - была продана в прошлом году на нью-йоркском аукционе за рекордную сумму в 119,9 млн. долларов США.
Для сравнения, Музей Мунка в Осло привлекает около 126 000 посетителей в год, при том, что в его коллекции находится две версии «Крика» и множество других уникальных картин. И дело не только в том, что сам музей находится в обветшалом здании. “Я не думаю, что норвежцы действительно понимают силу работ Эдварда Мунка”, - говорит Хенриксен. “Его культурное и экономическое значение сильно недооценивается здесь”.
Потомки художника, между тем, настаивают на скорейшем решении вопроса с музеем. Его пра-пра племянница, Элизабет Мунк Эллингсен (Elisabeth Munch Ellingsen) назвала ситуацию «позорной и скандальной». “Это позор, что местные политики не могут до сих пор найти решение. Когда они решали претендовать на проведение зимних Олимпийских игр, им потребовалось всего пять минут”, - сказала она.
Эллингсен направила письмо в правительство Норвегии с просьбой вмешаться, но безуспешно. Министр культуры Хадия Тайик (Hadia Tajik) ответила, что Мунк завещал свою коллекцию городу, а не государству.
И не смотря на то, что портрет Мунка изображен на самой «большой» купюре в Норвегии в 1000 крон, это далеко не первый раз, когда с наследием художника так плохо обращаются. В 1960 году в Осло был разрушен дом художника, который он также завещал городу, а на его месте построена стоянка. Иногда кажется, что единственные, кто по-настоящему ценит художника в Норвегии, - это воры. Две версии «Крика» похищались в 1994 и 2004 годах. Позже обе картины были возвращены.
Анна Сидорова
http://gallerix.ru/news/world/

1 комментарий: