Дворец Шёнбрунн. История. Замки Австрии


Императорский дворец Шёнбрунн с полным правом можно считать, одним из знаменательных культурно-исторических памятников, не только Австрии, но и всей Европы. С 1960-ых годов он является притягательным туристическим центром для гостей Вены.
После падения монархии, жители австрийской столицы, стали использовать дворцовый парк, как привлекательное место отдыха. Позднее в середине XX столетия, дворец распахнул свои двери в качестве общедоступного музея. Сегодня его ежегодно посещает около двух миллионов человек, а парк и другие многочисленные достопримечательности комплекса около шести миллионов. Ведь не побывать в Шёнбрунне, пусть даже не в самом дворце, а хотя бы рядом, это значит не составить полного впечатления о прекрасном городе Вена.
Не случайно в декабре 1996 году на 20-й сессии Комитета по Всемирному Наследию, Шёнбруннский дворец, был включён в список Культурного Наследия ЮНЕСКО, подтвердив тем самым важность его сохранения для будущих поколений.
Само посещение дворца полностью погрузит вас в романтическую атмосферу жизни австрийского императорского двора, как только вы, поднявшись по величественной Синий лестнице, переступите порог массивной двери – места с которого начинается осмотр. Как правило, экскурсионный тур, вначале проходит через западное крыло, где гости могут ознакомиться с апартаментами Императора Франца Иосифа и его жены Елизаветы. Затем посетители проходят через официальные помещения и Залы центрального крыла, и завершается осмотр посещением апартаментов Марии Терезии и апартаментов, когда-то занимаемых родителями Франца Иосифа, Эрцгерцогиней Софией и Эрцгерцогом Францем Карлом. Каждая комната дворца, имеет свою собственную богатую историю, тесно связанную не только с историей имперского двора, но и политической жизни Европы XVIII – XX столетий. Всё они достойны отдельного большого рассказа, что естественно не вписывается в рамки данноё web страницы. Поэтому далее упомянуты лишь некоторые из помещений дворца.
Большая и Малая Галереи
Представляемый краткий обзор стоит начать с помещений, отводимых для официальных церемоний обязательно имевших место в жизни всех поколений дома Габсбургов. Это Большая и Малая дворцовые Галереи. Внушительная по размерам (более 40 метров в длину) Большая Галерея идеально подходила для проведения таких придворных мероприятий как межгосударственные приёмы, торжественные балы и банкеты. Расположенные напротив высоких окон, огромные зеркала, вкупе с позолоченной отделкой стен и расписными потолками, создают неповторимое ощущение пространственной лёгкости, наполняющей это уникальное произведения архитектурного искусства стиля Рококо.
Центральная группа потолочных фресок, выполнена итальянским художником Грегорио Гульельми. Она должна была стать отражением процветание монархии в годы правления Марии Терезии. В годы республики помещение использовалось для проведения концертов и официальных переговоров лидеров разных держав. Так в 1961 году, именно здесь произошла легендарная встреча президента США Джона Ф. Кеннеди с главой СССР Никитой Хрущёвым. Малая Галерея предназначалась для проведения более приватных празднеств, не выходящих за пределы имперской семьи.
Помещением подобного рода являлся и Церемониальный Зал. Он служил в качестве вестибюля при апартаментах Императора Франца Стефана. Здесь имперская семья собиралась, прежде чем проследовать внутрь дворца. Также он использовался и для праздничных мероприятий, таких как именины, дни рождения или придворные банкеты.
Церемониальный Зал
Особенностью этого зала являются пять монументальных полотен, выполненных по заказу Марии Терезии. Они изображают процесс торжественного бракосочетания наследника трона, принца Иосифа с французской принцессой династии Бурбонов, Изабеллой Пармской. Этот брак был заключён в 1760 году и имел для Австрии большое политическое значение, как шаг в сторону укрепления мира с Францией. На этих картинах воспроизведены сцены прохождения свадебной процессии из дворца Бельведер, до дворца Хофбург, церемония венчания в Августинской церкви, праздничный банкет в Рыцарском Зале Хофбурга, свадебный обед и исполнение специальной кантаты в бальном зале. На всех картинах достаточно детально прорисованы исторические лица, их одежда, элементы интерьеров и даже столовая посуда.
В продолжение рассказа, конечно же, следует упомянуть об экзотических комнатах дворца, среди которых можно выделить «Миллионную комнату», китайские кабинеты, комнату гобеленов. «Миллионная комната» своё название получила из-за внутренней обшивки её стен, панелями из древесины редкостных пород красного дерева. Доставка и отделка такого материала, требовало в то время невероятных капиталовложений.

Так называемые китайские кабинеты, расположены по обе стороны от Малой Галереи, слева Овальный кабинет, а справа Круглый кабинет. Овальный кабинет, использовался Марией Терезией для проведения тайных совещаний, со своими министрами, а Круглый для времяпровождения за карточной игрой.
Миллионная комната
В комнате гобеленов, вниманию посетителей представлены Брюссельские гобелены XVIII, изображающие сцены рыночной площади и гавани. Огромный гобелен в центре представляет картину порта Антверпен. Весьма интересны и шесть кресел обитых гобеленной тканью с изображением двенадцати месяцев и знаков зодиака.
Китайский Круглый Салон
В завершение обзора немного о комнатах служивших личным целям Императора и Императрицы. Богатая Спальня Императрицы Марии Терезии, знаменита в первую очередь тем, что именно в ней в 1830 году родился будущий Император Франц Иосиф. В тот момент, эта комната являлась официальной опочивальней Эрцгерцога Франца Карла и его супруги Софии. Сегодня в ней размещается единственное уцелевшее с XVIII века, королевское ложе венского двора, изготовленное по случаю бракосочетания Марии Терезии. Изначально оно было установлено во дворце Хофбург, где и находилось до 1947 года. После чего ложе перевезли в Шёнбрунн, и в 1980 тщательно отреставрировали.

С «Жёлтого Салона» начинается ряд апартаментов выходящих на дворцовые сады. Когда-то эта комната была спальней Императора Франца Стефана и его супруги Марии Терезии (в первые годы их брака, до 1774 г.) Позднее её занимала сестра Императора Шарлотта Лотарингская, а Император Франц I, использовал эту комнату в качестве рабочего кабинета.
Стены следующего, «Красного Салона», украшают портреты разных императоров династии Габсбургов, в том числе и недолго правившего, вслед за своим братом Иосифом II императора Леопольда III. Особенный интерес у любителей истории вызовет портрет императора Франца II, ставшего последним правителем Священной Римской Империи. В 1806 году он был вынужден отказаться от этого титула перед лицом победного шествия по Европе армии Наполеона. Таким образом, Франц II последний император Священной Римской Империи, стал Францем I Австрийским.
"Жёлтый" и "Красный" Салоны
Приёмным кабинетом супруги Франца Иосифа, служил так называемый «Салон Императрицы Елизаветы», обустроенный в 1854 году в стиле нео-Рококо. В салоне представлены три внушительных размеров портрета Императрицы, достоверно передающие её красоту. А также несколько пастельных портретов детей Марии Терезии. Скромная обстановка рабочего кабинета Франца Иосифа, весьма разительно отличается от великолепного оформления Палаты Аудиенций, служившей официальной комнатой для приёма посетителей. Многочисленные картины и фотографии, повествуют о личной жизни Императора. Здесь можно увидеть письменный стол, за которым Франц Иосиф провёл значительную часть своей жизни, занимаясь делами государства.

Вот небольшой и далеко не полный перечень, восхитительных залов и комнат Шёнбруннского дворца. Его пышность и великолепие, конечно же, стоят того, чтобы побывать в столице Австрии, и непременного посетить этот шедевральный памятник истории, архитектуры и искусства. А помимо самого дворца, на прилегающей территории имеются роскошные сады и множество других достопримечательностей, на осмотр которых тоже стоит потратить время. Подробнее дворцовый парк и история строительства дворца, описаны на следующих страницах данного материала.
Царственное ложе
Императрицы Марии Терезии
С 1779 года парк Шёнбруннского дворца, стал для венцев, одним из излюбленных мест отдыха, а с прошлого середины столетия, территория Шёнбрунна, стала популярным туристическим аттракционом. Общая протяжённость парка составляет 1 км с севера на юг, и 1,2 км с востока на запад. Великолепный парк, прекрасно гармонирует со зданием дворца, дополняя величественное здание барочными садами, и дополнительными архитектурными элементами, вызывающими большой интерес посетителей.
"Schöner Brunnen"
Рассказ о достопримечательностях дворцового парка Шёнбрунн, несомненно, стоит начать с предмета, давшего согласно легенде, название этого места. Речь идёт об источнике, который в начале XVII века, обнаружил здесь император Матиас. (Schöne Brunnen – в переводе с немецкого означает «прекрасный источник»). Первый колодезный дом, был сооружён придворным садовников Штекховеном, но позднее в 1771 придворный архитектор Исидор Каневали, заменил его на новый.
Он представляет собой квадратный павильон, с открытой полукруглой аркой. Она как бы обрамляет статую нимфы, выполненную Вильгельмом Байером. Девушка, склонившись над бассейном, держит в руках вазу, из которой изливаются потоки чистой воды, когда-то так понравившейся императору.
Великолепные сады Шёнбруннского дворца
Фонтан Нептуна
По замыслу создателей парка, расположенный у подножия холма, позади дворца, фонтан Нептуна, стал завершающим элементом паркового большого партера. В 1776 году началось рытьё бассейна, на котором четыре года спустя, незадолго до смерти Императрицы Марии Терезии, появился великолепный фонтан. Общая композиция этого произведения искусства, была разработана Иоганном Фердинандом Хецендорфом фон Хенбергом, а скульптурная мраморная группа, была выполнена мастером Вильгельмом Бейером.
В центре этой группы возвышается большая статуя бога Нептуна, стоящего с трезубцем на колеснице в виде гигантской раковины. Слева от него расположена сидящая нимфа, а справа стоящая на коленях морская нимфа Фетида, упрашивающая Нептуна, одобрить участие её сына Ахиллеса в походе на Трою. С XVI по XVIII века, образ Нептуна, несущегося на своей колеснице-раковине, использовался в символическом качестве, многими европейскими монархами. Первоначально скульптурная группа располагалась лишь на фоне украшенной вазами балюстрады, формирующей заднюю стену бассейна. В XIX столетии позади фонтана появились деревья, создающие подчёркивающий его красоту естественный фон.
Римские Руины
В 1778 году у подножия Шёнбруннского холма, под руководством дизайнера Иоганна Фердинанда Хецендорфа фон Хенберга, был установлен уникальный ансамбль, рукотворных развалин, названный «Падение Карфагена», а в последствие переименованный в «Римские руины». Мода на подобного рода сооружения, зародилась в середине XVIII века в Англии, и за несколько десятилетий распространилась далеко за её пределы.

Этот необычный ансамбль состоит из прямоугольного бассейна, обрамлённого массивной полукруглой аркой с боковыми стенами, при взгляде на которую создаётся ощущение, что она медленно рушиться на землю. По центру находиться арка с фрагментами архитрава и бордюра, украшенными барельефом. В бассейне расположена группа статуй, представляющих богов рек Дуная и Эны, принадлежащая руке мастера Вильгельма Байера. Проход позади центральной арки, первоначально представлял собой каскадную террасу. Он приводит к статуе Геракла, борющегося с трёхголовым цербером, олицетворяющим зло. Под ногами у Геракла, изображена поверженная Гидра.
По поводу первоначального названия этой художественной композиции, стоит заметить, что в течение нескольких столетий Габсбурги были не просто монархическим домом Австрии, а правителями Священной Римской Империи, считавшие себя законными преемниками императоров античного Рима. Поэтому название «Падение Карфагена», должно было напоминать о славной страницы истории Рима, подчёркивая династическую принадлежность владельцев Шёнбрунна.
Пальмовый Дом
Оранжерея «Пальмовый Дом», расположена на территории бывшего голландского сада. Основана она была в 1881-82 годах. Сформирована она из трёх павильонов, общая длина которых составляет сто тридцать метров. Высота центрального павильона 28 метров, а два боковых павильона на три метра ниже. В каждом из них воссоздана собственная климатическая зона: в северном павильоне «холодная», в центральном «умеренная», а в южном «тропическая». Необходимые температуры поддерживаются при помощи системы парового отопления, что позволяет успешно выращивать здесь великое разнообразие различных представителей флоры со всех континентов.
Для своего времени конструкция павильонов «Пальмового Дома», являлось одним из новейших достижений строительных технологий. Пропорциональность выпуклых и вогнутых линий, центральных и боковых павильонов, придаёт всей структуре здания ощущение видимой лёгкости, несмотря на то, что железные несущие элементы и стеклянная обшивка обладают внушительным весом.
Глориетте
Проект Фишера фон Эрлаха предусматривал присутствие в парковом комплексе ещё одного здания, придающего законченность роскошному барочному ансамблю. Но его идея была воплощена позже в 1775 , когда Иоганн Фердинанд Хецендоф фон Хенберг реконструировал парк. В качестве завершающего строения, на вершине холма было возведено колонное здание, в стиле раннего классицизма, получившее название Глориетте.

Его структура состоит из центральной секции, в виде триумфальной арки, коронованной имперским орлом, восседающем на земном шаре. От неё отходят два боковых крыла с высокими полукруглыми арками. При Императрице Марии Терезии, пространство центральной секции было застеклено. Вся конструкция покоится на постаменте, через который пролегают роскошно декорированные лестничные марши. Помимо главных лестничных маршей, ведущих к центральной застеклённой секции, где сегодня расположено кафе, имеются дополнительные боковые лестницы, украшенные скульптурными изваяниями, выполненными мастером Иоганном Баптистом Хагенайером.
Основная часть колонн, капиталов, арок и других элементов Глориетте, были в свое время доставлены из недостроенного дворца Нейгебёде, возведение которого было начатого Максимилианом II, ещё в 1568 году. Оттуда же привезли бычьи головы украшающие бордюр центральной секции. В 1774 так и не увидевший своего завершения дворец Максимилиана, был отдан для нужд армии под пороховой склад. По указанию Марии Терезии, оставшиеся архитектурные элементы дворца, представлявшие художественную ценность, были демонтированы и доставлены в Шёнбрунн для реконструкции парка.
В течение XIX века, центральная застеклённая секция Глориетте, часто использовалась в качестве обеденного зала. Поблизости даже была выстроена кухня, которую, правда, в 1925 году удалили. Год спустя убрали и остекление. В 1945 году, во время окончания второй Мировой войны, часть восточного крыла была разрушена от попадания бомбы. В послевоенные годы она была восстановлена, но в 1994-95 годах, над Глориетте повторно провели тщательную реконструкцию, в ходе которой вновь застеклили центральную секцию.
Венский зоопарк
В 1752 году, Император Франц Стефан, проявлявший большой интерес в области естествознания, помимо Ботанического сада, основал на прилегающей территории первый зверинец. Основанный на проекте придворного архитектора Николаса Джейнота, зверинец представлял собой тринадцать вольеров для животных расположенных по радиусу, вокруг центрального павильона, работы над которым велись плоть до 1759 года. Каждый вольер имел собственный бассейн, а в задней части домик, дающий приют животным на ночь. Друг от друга вольеры отделяли высокие стены. . Любоваться животными имперская семья могла из центрального павильона, где она любила завтракать. Многогранный павильон, приподнят на небольшом постаменте, и через большие окна, даёт практически круговой обзор.
В 1779 году, наряду с садами, для широкой публики был открыт и зверинец. Иосиф II продолжал финансировать его развитие, и в течение 1780-ых годов, благодаря различным экспедициям, побывавшим в разных уголках мира, коллекция зверинца, была значительно пополнена. К сожалению, в то время, обслуживающий персонал не обладал достаточными знаниями и опытом по уходу за экзотическими для Европы видами животных, что часто приводило к их гибели. С началом XIX века, территория зверинца была расширена. В нём появились даже такие крупные животные как слоны и верблюды, и такие редкостные как кенгуру. В 1828 году в коллекцию зверинца поступил первый жираф.

Симпатичные обитатели Шёнбруннского зоопарка
В конце XIX века зверинец Шёнбрунна, был преобразован в современный Зоологический сад. В 1880 году, стены отделяющие вольеры друг от друга были удалены, и заменены решётками, что сделало обзор животных более удобным. В 1900 году, площадь зоопарка увеличилась в восточном направлении, до фонтана Нептуна, поглотив территорию бывшего малого фазанария. В 1914 году, в зоопарке содержалось около 3470 экземпляров животных. Это самая большая численность его обитателей за всё время существования.
Музей экипажей
В 1922 году в Шёнбрунне был создан музей экипажей, служивших ранее семье императора и венскому двору. Основу коллекции составили перевезённые сюда из дворца Хофбург парадные и церемониальные кареты, салазки и закрытые кресла, переносимые на руках. Самым известным экспонатом этого музея, несомненно, является роскошная карета, созданная в 1764 году по случаю коронации Императора Иосифа II, и используемая в дальнейшем и для других коронаций дома Габсбургов. Этот богато украшенный экипаж, обладает весьма внушительной массой, поэтому при транспортировке он был разобран и части, и затем собран заново на новом месте.
Оранжерея
Ещё во времена императрицы Вильгельмины Амалии, в садах Шёнбрунна, находилась теплица, для содержания цитрусовых деревьев. В 1754 году Император Франц I Стефан, уполномочил Николо Пакасси, построить новую оранжерею. Её размеры, 189 метров в длину и 10 в ширину, стали рекордными для подобных оранжерей, выполненных в стиле Барокко. Только оранжерея Версаля, обладает близкими размерами. Интерьер теплицы представляет собой последовательность небольших обогреваемых отделений. В жизни имперского двора оранжерея стала не только местом произрастания экзотических растений. Император Иосиф II, любил утраивать в ней роскошные празднества, расставляя банкетные столы, между рядами цветущих растений и деревьев. Во время одного из таких торжеств, в 1786, Моцарт впервые исполнил здесь свой знаменитый зингшпиль (разновидность музыкальной пьесы) «Импресарио».
В средневековье на месте нынешнего дворца, находилось поместье Каттербург, с начала XIV века принадлежавшее монастырю Клостернбург. В последующие десятилетия, поместьем владели разные хозяева, включая главу города Вены. В 1569 оно стало имуществом Габсбургов, перейдя в собственность Максимилиана II. Согласно историческим документам, он в первую очередь заинтересовался поместным парком, который он использовал для разведения диких и домашних птиц. В устроенном там фазанарии, содержались даже диковинные по тем временам павлины. В 1576 после внезапной кончины Максимилиана поместье Каттербург, перешло во владение к Рудольфу II, выделившему незначительные средства, на его поддержание. Следующий император Матиас, использовал его в качестве охотничьего угодья, и именно он, согласно легенде, дал поместью новое имя Schöne Brunnen, что означает «прекрасный источник», обнаруженный им во время охотничьей прогулки в 1612 году.
Преемник Матиаса, император Фердинанд II и его супруга Элеонора фон Гонцага, также, будучи страстными поклонниками охотничьей забавы, выбрали Шёнбрунн в качестве главного места сбора перед выездами на неё. После смерти Фердинанда в 1637 году, Элеонора стала его владетельницей по праву вдовьего наследства. Эта высоко ценящая искусство женщина, нуждалась в жилье, соответствующему её утончённым архитектурным вкусам. Поэтому, примерно в 1642 году, он выстроила здесь изящный замок в стиле французских «шато», официальное название с Каттербург на Шёнбрунн, что документально подтверждается историческими архивами.

Но в 1683 замок и прилегающие охотничьи угодья, были разорены турецкими войсками, во время осады Вены. В 1686 году Император Леопольд I, решил, что выстроит на этом месте новую роскошную резиденцию, для передачи её в качестве наследства своему сыну Иосифу. Вскоре ко двору императора прибывает прошедший обучение в Италии, архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В 1688 году он представляет императору первоначальный проект нового дворца, так называемый «Проект Шёнбрунн I», которым он стремился продемонстрировать свои архитектурные способности и заслужить благосклонность монарха. Следует признать, что с этим он успешно справился. На следующий год Фишер был назначен придворным наставником по архитектуре, что впоследствии обеспечило ему блестящую карьеру главного имперского архитектора и дворянский титул.
Император Маттиас.
Монарх которому дворец Шёнбрунн
обязан своим названием
Дворцовая капелла
В 1693 Леопольд утвердил окончательные планы Фишера по возведению большой охотничьей резиденции и через три года строительство началось. Новое здание частично возводилось на фундаменте старого замка, разрушенного турками. К весне 1700 года центральная секция была полностью готова. Строительство же боковых крыльев, сначала было приостановлено, так как в 1701 началась Война за Испанское Наследство, потребовавшая больших финансовых затрат, а затем и вовсе прекратилось в связи с внезапной смертью Иосифа. Фишер фон Эрлах, был не просто автором чертежей, но и лично контролировал ход строительных работ. Вероятно, за его рвение, проявленное в работе над этим престижным проектом, Леопольд удостоил его имя признаком благородства. С тех пор архитектор был известен именно как Фишер фон Эрлах.

Незаконченный дворец стал местом жительства вдовы императора Вильгельмины Амалии. В 1728 Шёнбрунн приобрёл император Карл VI, но использовал его лишь для охотничьих развлечений. В итоге он подарил его своей дочери Марии Терезии. С её появлением в историю дворца были вписаны новые блестящие страницы, сделавшие Шёнбрунн центром придворной и политической жизни. Под её непосредственным наблюдением, архитектор Иосифа I-го, Николо Пакасси преобразил простую охотничью резиденцию в величественный дворец.
Зимой 1742-43 года, началась новая работа над неоконченным зданием, постепенно превратившаяся в масштабный строительный проект, кульминацией которого стал прекрасный облик сегодняшнего дворца. Первая фаза реконструкции, длившаяся до 1746 года, проходила под руководством, архитектора Николо Пакасси, впоследствии ставшего имперским придворным архитектором. К 1746 году в восточном крыле были готовы палата для аудиенций и фешенебельные апартаменты Марии Терезии и Франца Стефана.
За год до этого была открыта обновлённая дворцовая часовня. Освящение состоялось 29 апреля 1745 года. Церемонию проводил архиепископ Вены, в присутствии Марии Терезии, её семьи и других членов двора. Первоначальная часовня была посвящена Марии Магдалине, но после восстановления её освятили в честь Богородицы Девы Марии. Реставрация часовни была одной из первостепенных задач, поскольку традиции повседневной жизни двора Габсбургов, предписывали обязательное ежедневное участие в церковных службах.
Императрица Мария Терезия
Сохранив внешнюю архитектуру здания, заложенную приблизительно в 1700 году Иоганном фон Эрлахом, Мария Терезия решает обновить внутреннее убранство часовни, придав ему более престижный роскошный облик. С 1743 года, над её интерьером, трудятся несколько известных, нанятых Марией, художников. Высокий мраморный алтарь, с боковыми пилястрами, завершаемый округлым фронтоном, вероятнее всего принадлежит работе Николо Пакасси. Венчающая его скульптура Святой Троицы, была выполнена Францем Колем. Роспись алтаря, изображающая Деву Марию, принадлежит кисти ведущего в то время, австрийского художника стиля Барокко, Пауля Трогера. Два других алтаря расположенных по обеим сторонам часовни, украшены картинами популярного венецианского живописца Джованни Баттисты Питтони, приглашавшегося многими дворами Европы. Позолоченные статуи Мадонны и Иоанна Крестителя, установленные в нишах также были выполнены Францем Колем. Ещё один известный австрийский художник Барокко, Даниэль Грэн, трудился над росписью потолка. Эта роспись изображает Марию Магдалину в окружении аллегорических представлений основных добродетелей: веры, надежды и милосердия.
Следующей стадией реконструкции дворца стало удаление центрального внешнего лестничного марша, который Фишер выстроил перед Парадной площадью. Это позволило увеличить пространство для прибывающих к дворцу экипажей, и получить возможность размещения над бельэтажем Большой и Малой Галереи. Параллельно в западном крыле на месте бывшего обеденного зала, для доступа на бельэтаж, построили Синюю Лестницу. Чтобы придать её соответствующий роскошный вид, были сохранены украшающие потолок фрески, выполненные Себастьяном Риччи в 1702-03 годах.
В 1747 году постоянное увеличение численности имперской семьи, потребовало возведения в восточном крыле нового мезонина, вставленного между бельэтажем и верхним ярусом. Он предназначался для размещения детей императора и их прислуги.

Большая центральная Галерея, стала местом проведения торжеств, требовавших широкого пространства. Малая Галерея, стала использоваться для менее помпезных, семейных празднеств. Обитатели дворца могли быстро попасть в Большую Галерею, воспользовавшись новой Парадной Лестницей. Официальным гостям необходимо было, проделать длинный путь от Синей Лестницы, мимо палат аудиенций императора и императрицы, как то предписывали правила проведения придворных церемоний.

Вскоре после 1750 года, Мария Терезия, снова ощутила необходимость расширения дворца, доверив, как и ранее, планирование, и выполнение работы Николо Пакасси. Потребность в новых апартаментах, привела к вставке мезонина и в западном крыле. Это добавление восстанавливало внешнюю симметрию здания, и делало его фасад полностью завершённым.
Император Франц I Стефан
Потолок Синей Лестницы, расписанный кистью Себаятьяна Риччи
Строительные работы второго этапа не ограничивались только созданием большого числа жилых помещений на верхних этажах и добавлением служебных построек. Одновременно шла работа по художественному оформлению церемониальных и государственных залов и комнат. Между 1755 и 1761 годами итальянский мастер Грегорио Гуглельми украсил прекрасными фресками сводчатые потолки обеих Галерей. Затем Альберт Болла, завершил их внутреннюю отделку, создав один из впечатляющих примеров изысканного интерьера стиля Рококо, в котором в этот период оформляется большинство комнат дворца, стены которых обильно украшены разнообразными причудливыми зеркалами и картинами.
В 1765 году внезапная смерть Императора Франца Стефана сильно потрясла Марию но, несмотря на это работа над дворцом не была остановлена. По случаю тяжёлой утраты, овдовевшая Императрица решает сделать мемориальными несколько комнат в восточном крыле. Мария не жалеет на это средств. Комнаты обшиваются дорогостоящими деревянными панелями, обработанными редкостными китайскими лаками, что позволило им, сохраниться в отличном состоянии и по сей день. Между 1769 и 1777 годами на первом этаже появились летние апартаменты Марии, где она любила проводить время в жаркие месяцы. Эти так называемые Комнаты Бергля (Bergl Rooms), были расписаны экзотическими пейзажными фресками.
Комнаты Бергля
Любимое летнее место отдыха Марии Терезии, комплекс комнат созданных Иоганном Венцелем Берглем. Их стены и потолок покрывали живописные пейзажи, далёких миров, изобилующие изображениями экзотических птиц и животных. Восточные и юго-восточные комнаты занимал наследный принц Рудольф, а южные непосредственно Мария Терезия.
Последним проектом, начатым Марией Терезией в 1770-ые года, стало декорирование и перепланировка сада. Эта часть работы была поручена придворному архитектору Иоганну Фердинанду Хецендорфу фон Хенбергу. Под его руководством в парке появились такие прекрасные сооружения как Глориетте, Фонтан Нептуна, Римские Развалины и Фонтан Обелиск. Кроме того аллеи, фонтаны и открытые площадки, украсили скульптурами выполненными Вильгельмом Бейером и его учениками. Когда Мария Терезия умирала, реконструкция дворца и парка, всё ещё не была окончательно завершена.
После смерти Марии Терезии, дворец Шёнбрунн оставался незанятым, за исключением летних месяцев, когда в него переселялся двор Императора Франца II/I. В годы Наполеоновских войн, Шёнбрунн дважды в 1905, и в 1809 занимался французскими войсками. Оба раза во дворце находилась ставка Наполеона, размещавшаяся в восточном крыле, в мемориальных комнатах Франца Иосифа. В 1810 Наполеон потребовал руки дочери Императора Франца II/ I, Марии Луизы. Правитель Австрии, был вынужден пойти на этот шаг ради подписания мира. Мария став второй женой Наполеона, родила сына Франца, известного впоследствии как Герцог Рейхштадский и являвшегося единственным законным сыном императора Франции. После поражений и сложения Наполеоном своих полномочий Мария Луиза перевезла двухлетнего сына в Вену, где он рос при дворе своего дедушки, разделив с ним его увлечённость ботаникой. Сегодня в Комнате Наполеона можно увидеть портрет маленького Франца работающего в саду. В 1832 году в возрасте всего 21 года молодой Герцог скончался от туберкулёза. В память о нём среди музейных экспонатов дворца, хранится его посмертная маска и личные вещи.
Комната Наполеона
В 1817 -19 годах, Император Франц II/I, поручил придворному архитектору Иоганну Аману, провести ремонт дворца. Аман удалил часть художественного оформления фасада, выполненного Пакасси, придав ему более строгие формы с небольшим количеством декоративных элементов. Вероятно в это же время дворец был выкрашен в сегодняшний жёлтый цвет.

В 1830 году в восточном крыле дворца родился будущий Император Франц Иосиф. Его детство и юность прошли в Шёнбрунне, где он рос под присмотром своей матери Софии, с младенчество готовящей его к роли правящего монарха. После его вступления на престол в 1848 году, в жизни дворца наступает ещё один блестящий период, поскольку император избирает его своим основным местом жительства и проведёт в Шёнбрунне большую часть своей жизни.
С самого начала своего правления Франц Иосиф поселился в апартаментах западного крыла, выходящих на Парадный Двор, которые он будет занимать вплоть до 21-го ноября 1916 года, момента своей смерти. Они включали в себя ряд смежных комнат, в том числе палату аудиенций, кабинет и спальню. Палата аудиенций сохранила за собой великолепную отделку панелями из орехового дерева, сделанную при жизни Марии Терезии. В основном покои Императора не нуждались в новой меблировке, поскольку Франц Иосиф, использовал мебель, служившую его дяде и предшественнику австрийскому Императору Фердинанду I, хотя в 1860-ые годы отдельные комнаты были все же отремонтированы и заново меблированы.
Рабочий кабинет Франца Иосифа
Обстановка кабинета Франца Иосифа, выглядит более чем скромно, по сравнению с роскошным оформлением других комнат дворца. Стены кабинета увешаны многочисленными картинами и фотографиями Императора и его супруги Императрицы Елизаветы, также известной как мадам «Sisi». Среди них выделяются два больших портрета, изображающих Франца Иосифа в возрасте 33-ёх лет и его жену.
В 1854 году, началось благоустройство апартаментов будущей Императрицы и супруги Франца Иосифа Герцогине Баварии Елизаветы. Они расположились в западном крыле, со стороны парка. Апартаменты Елизаветы состояли из нескольких комнат, сконцентрированных вокруг Салона Императрицы, где она принимала приватных гостей. С северной стороны к нему примыкали спальня, комната для переодеваний и Лестничный Кабинет служившие для личных нужд Императрицы. Лестничный Кабинет, назвался так потому что, в эту комнату была встроена винтовая ведущая к помещениям первого этажа. После падения монархии, эта лестница была удалена.
Ниже апартаментов Елизаветы, находилось ещё несколько её персональных комнат, среди которых имелись большой салон и тренажёрный зал. Шёлковая обивка стен и драпировка мебели, были исполнены в её любимом цвете сиреневого оттенка. Здесь же на первом этаже находились также комнаты детей Франца Иосифа и Елизаветы. Непосредственно к комнатам Императрицы, примыкали покои её старшей дочери Гизелы, в то время как наследному принцу Рудольфу, был выделен отдельный набор комнат, расположенных со стороны Потайного Парка. Во всех их комнатах было сохранено художественное оформление со времени Марии Терезии, а также белая и позолоченная панельная обшивка и холсты с живописными пейзажами.
Салон Императрицы Елизаветы
Последние изменения как имперской резиденции, коснулись дворца в период с 1869 по 1873 годы, во время подготовке к предстоящей в Вене Международной выставке. Причудливые орнаменты и изысканные формы стиля Рококо интерьеров XVIII века, были заменены на элементы Нео-Рококо, более подчёркивающие имперский стиль. Реставрационные работы затронули обе Галереи и комнаты восточного крыла, в которых должны были разместиться высокопоставленные гости. Стены комнат украсили гобелены из имперской коллекции или новые обои из красного дамасского шёлка.

1 комментарий:

  1. В Австрии , оказывается, очень много старых замков.Романтические и утилитарные, очень древние и вполне себе современные, романские, готические и ренессансные — каждый из них имеет своё собственное лицо, а значит, посещение австрийских замков определённо не наскучит вам, даже если вы не фанат средневековой экзотики.

    ОтветитьУдалить