Замок Альбрехтсбург. Колыбель европейского фарфора. Замки Германии

В 25-ти километрах к северо-западу от Дрездена, на реке Эльба, расположился старинный, насчитывающий в своей истории свыше 1000 лет, город Мейсен. Это очаровательное место известно, прежде всего, как родина знаменитого Майсенского фарфора. Проплывая мимо города по реке, взгляд путешественника, обязательно будет прикован к расположенному на высоком холме, величественному архитектурному ансамблю, который образуют замок Альбрехтсбург и городской собор. Именно в Альбрехтсбурге, впервые зародилось изготовление европейского фарфора, которое велось в его стенах свыше 150-ти лет, пока производство не перенесли в новое здание в центре города.

Кафедральный собор
замка Альбрехтсбург
История города начинается в 929 году, когда король Генрих I, основал на берегу Эльбы крепость «Misnia», получившее своё название по имени протекавшего рядом ручья. Затем с 968 года Мейсен, упоминается в истории, в связи с образованием нового Епископства Мейсен, и как резиденция Маркграфов Мейсена. Небольшое поселение, находившееся у подножия крепостного холма, вскоре развилось до небольшого города (городские права были получены Мейсеном в 1332 году), который постепенно превратился в один из значимых городов Саксонии, современный Мейсен.

Строительство главной достопримечательности Мейсена, замка Альбрехтсбург, началось в 1471 году, когда Саксонией правил курфюрст Эрнест, совместно со своим младшим братом Альбрехтом Смелым. Этот архитектурный шедевр, возведённый под руководством королевского мастера Арнольда из Вестфалии, стал первым замком, построенным исключительно как вельможная резиденция, для мирного проживания, а не как военная крепость. Не исключено, что Албрехтсбург, стал первым подобным замком в истории Германии. В 1485 году после так, называемого «Лейпцигского раздела» земельных владений княжеского Дома Веттинов между братьями Эрнестом и Альбрехтом, замок в Мейсене остаётся в пользу последнего. Однако сын Альбрехта герцог Георг Бородатый (прозванный так потому, что после смерти жены, совсем перестал бриться), пожив в Альбрехтсбурге, в итоге перенесёт фамильную резиденцию Альбертинской линии Веттинов в новый замок в Дрездене.

Интерьеры замка
Автор фото: YuKengShih
В 1710 году король Август Сильный, основал в замке первую европейскую мануфактуру по изготовлению белого фарфора. Это стало возможным благодаря изобретению сделанному в 1708 году учёными: физиком Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузеном и алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером. Открытие «Белого золота» имело огромное научное и экономическое значение, положив конец китайской монополии на рынке изделий из фарфора. (Более подробно это событие описано в следующей статье "Альбрехтсбург- Колыбель европейского фарфора".)

Производство знаменитого Майсенского фарфора, находилось в замке до 1863 года. После чего, оно было перенесено в центр города. Сегодня в замке открыт выставочный зал, посвящённый трёхсотлетней истории развития европейского фарфора. Среди его экспонатов есть уникальные произведения искусства из фарфора, ручной работы XVIII века, включая предметы, изготовленные для царственных особ Российской императрицы Екатерины Великой и короля Августа III, а также изделия работы современных мастеров. А в других великолепных залах замка, посетителей ждут различные исторические диковины, предметы ценной мебели, причудливые статуэтки, и фигуры в средневековой одежде, придающие интерьерам атмосферу далёкого времени. Стены и потолки многих залов украшены замечательной росписью, изображающей сцены из истории Саксонии.

Великолепная живопись Альбрехтсбурга
Автор фото: Janos Korom
Несомненно, заслуживает внимания и примыкающий к замку собор Мейсенского епископства. Первая резиденция епископов, была основана здесь ещё в 968 году по указанию императора Оттона I. Строительство нынешнего готического собора началось в 1260, и продолжалось до начала XIV века. В 1425 первый курфюрст Саксонии от Дома Веттинов, Маркграф Фредерик I, добавил к нему Часовню Принца, служившую погребальным местом его династии. Стоит добавить, что двойные шпили появились у собора только в 1909 году.

Помимо Альбрехтсбурга и его соседа собора, в Мейсоне находиться ещё множество интересных культурно-исторических памятников, таких как старинная церковь Святой Афры, церковь Богоматери, здание ратуши и многие другие, прекрасно сохранившиеся свидетели многовековой истории. Кроме того гостям города доставит несравненное удовольствие от посещения очаровательных таверн и ресторанов, в которых можно отведать местные сухие вина из многочисленных виноградников, живописно раскинувшихся вокруг города, а также традиционные блюда местной кухни.
Во всём мире город Мейсон и его знаменитый замок Альбрехтсбург, известны как место рождения производства европейского белого фарфора. До XVIII века фарфоровые изделия привозились в Европу исключительно из Китая, где секрет его изготовление был известен ещё в VI столетии. Начиная с XIII века, из-за своей достаточной редкости, предметы из фарфора ценились при европейских дворах наравне с эксклюзивными ювелирными драгоценностями. Но всё изменилось, когда в замке Альбрехтсбург началось широкое производство собственного фарфора, в последствие приобретшего мировую известность под именем «Майсенский фарфор». Конечно же, произведения фарфорового искусства, выходившие из Альбрехтсбурга, были не менее ценны, чем привезённые из Китая, и в первые годы, также стали украшением многих монархических домов Европы.

Далее приводиться отрывок из статьи Дагмара Гейдовы, из книги «Большая иллюстрированная энциклопедия древностей», посвящённой истории возникновения Майсенского фарфора.

Около 1700 года проблема белого и просвечивающего фарфора всё ещё не была решена: не знали химического состава твёрдого фарфора с его специфическими свойствами. К концу XVII века физик и математик граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгхауз проводит обширные геологические исследования в Саксонии. Его целью было найти сырьё, которое могло бы дать этой стране прочную хозяйственную основу. Одновременно он разрабатывал план сооружения тут и искал соответствующий огнеупорный материал для стеклоплавильных печей. Заинтересовавшись проблематикой состава твердого фарфора, он продолжал свои опыты уже с известными позитивными результатами.

Создатели европейского фарфора:
Иоганн Фридрих Бёттгер и Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз
Из его отчетов о научных поездках в Голландию видно, что он осознавал разницу между твердым, то есть настоящим фарфором и мягким. Заинтересовавшись проблематикой состава твердого фарфора, он продолжал свои опыты уже с известными позитивными результатами. В 1704 году ему был поручен контроль над деятельностью молодого Бёттгера, которого король Август держал тогда под стражей в Мейсене. Плодотворная совместная работа старого опытного ученого и способного молодого человека, которому не доставало только правильного руководства, приводит, в конце концов, к решению вопроса о нужном составе фарфоровой массы.

Иоганн Фридрих Бёттгер начал с того, что во время своих учебных занятий в Берлине целиком и полностью посвятил себя алхимическим опытам, добившись в этом известного признания. Прослышав о Бёттгере, прусский король Фридрих 1 решил использовать его для своих целей. Тот жаждал продолжать свои опыты и занятия и, опасаясь за свою свободу, бежал в 1701 году в Виттенберг, где на этот раз оказался в сфере власти саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного, распорядившегося доставить его в Дрезден и там посадить под надзор. Служба Бёттгера требовала от него приготовления золота. Совместная работа с серьезным Чирнхаузом была для него преимуществом. В ответ на угрозы недовольного Августа, ждавшего положительных результатов, Бёттгер вызвался устроить мануфактуру твердого фаянса, и в 1707 году ему действительно предоставили нужные для этого средства. Основанная в 1708 году мануфактура должна была производить керамические товары по образцу твердого и гладкого "каменного литья" Ари де Мильде в Голландии. На этот вид керамики шла глина из Плауэна с содержанием окиси железа. Обжигаясь, она делалась красно-бурой и приобретала такую твердость, что изделие можно было дальше обрабатывать шлифовкой, резанием и т.д.

Оба работавших вместе ученых продолжали искать способы получения твердого фарфора. Чирнхауз успешных результатов опытов в этом направлении уже не узнал - в октябре 1708 года он умер. В марте 1709 года Бёттгер добился, наконец, своего, употребив на глазурь то же сырье, что и на черепок, и достигнув тем абсолютного слияния черепка и глазури. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в замке Альбрехтсбург была пущена первая европейская мануфактура твердого фарфора. Бёттгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году. Художественным руководителем после него назначается Иоганн Грегор Херольд, ознаменовавший собой "живописный период". При нем работал в Мейсене с 1727 года скульптор Иоганн Иоахим Кендлер, который на пути пластического оформления довел европейский фарфор до его собственного, независимого от других вида. С 1744 года руководить фарфоровым заводом стал Камилло Марколини, при котором производство постепенно падает. Изделия же XIX века художественно менее значительны.

Дагмар Гейдова
«Большая иллюстрированная энциклопедия древностей»


Комментариев нет:

Отправить комментарий