Пьер Пюже. Великие скульпторы

Пьер Пюже - французский скульптор, живописец и архитектор. Пьер Пюже родился 16 октября 1620 года в Марселе в семье резчика деревянной скульптуры. Учился скульптуре у резчика деревянных фигур для украшения галер Ж. Романа. В 1640-1643 годах жил в Италии, занимаясь преимущественно живописью под руководством Пьетро да Кортона, помогал ему в росписи плафонов дворцов Барберини в Риме и Питти во Флоренции. В 1643-1656 годах работал в Марселе и Тулоне (архитектором и скульптором Арсенала). Излюбленным его материалом был мрамор. Испытал большое влияние Дж. Л. Бернини и не раз копировал его произведения. Работал также в Марселе, Париже, Генуе (1661-1667). Исполнил полуфигуры атлантов на фасаде ратуши в Тулоне (1643-1656); традиции римского барокко обрели в этих корчащихся атлетах трагическую остроту.
В 1659 году Пюже приехал в Париж, где ненадолго вошел в круг придворных художников Людовика XIV. Людовик XIV заказал Пюже скульптурную группу "Милон Кротонский". Художник изобразил прославленного античного борца, шесть раз становившегося победителем Олимпийских игр, о силе которого ходили легенды, в момент его страшной кончины. Гуляя по лесу, Милон увидел дуб, в который был вбит клин. Ему удалось его выбить, но рука оказалась зажата в стволе дерева. Так, неспособный к защите, Милон стал легкой добычей льва. Пюже создал мощный экспрессивный образ борца, тело которого напряжено в сопротивлении вцепившемуся в него льву, но обреченность, физическое страдание читаются в облике героя. Работа не была принята Людовиком XIV. Посланный в Италию с целью выбрать мрамор для статуи Галльского Геркулеса, символизирующего французского короля (1660-1661), вплоть до 1670 года жил в Генуе, где создал ряд скульптурных работ, среди которых наиболее значителен Св. Себастьян (в церкви Санта Мария ди Кариньяно). Вернувшись на родину, по-прежнему жил в основном не в столице, а в Марселе и Тулоне, поскольку его суровый стиль не находил должного понимания при дворе. Скульптурному творчеству Пюже, резко отличающемуся от изысканно-декоративистской придворной пластики 17 века, присущи материально ощутимая энергия образов, острая жизненная убедительность в передаче физического напряжения и страдания (атланты, поддерживающие балкон ратуши в Тулоне; "Галльский Геркулес", 1660-1661); острая экспрессия обычно сочетается у Пюже с ясностью композиции. Живопись Пюже близка академизирующему направлению в итальянском барокко (Гверчино и др.), но отличается более энергичным колоритом ("Христос Спаситель мира", 1655 год, Музей Лоншан, Марсель). Среди прочих его произведений - группа Персей и Андромеда (1683-1684, Лувр, Париж), созданная как композиционный противовес Милону, рельеф Александр Македонский и Диоген (около 1671-1693, Лувр, Париж), почти карикатурный в своем ярком жанровом реализме, и более строгий по своему образному строю рельеф Чума в Милане (1692-1694, Музей изящных искусств, Марсель). Важнейшая архитектурная работа Пюже - проект перестройки Марселя (1660-е годы), оставшийся неосуществленным. Умер Пьер Пюже в Марселе 2 декабря 1694 года.
Милон Кротонский, 1682 год. Лувр, Париж

Персей и Андромеда, 1683-1684 года. Лувр, Париж

Александр Македонский и Диоген. Лувр, Париж

Комментариев нет:

Отправить комментарий