Сергей Тимофеевич Коненков. Великие скульпторы

Сергей Тимофеевич Коненков - русский художник и скульптор. Сергей Тимофеевич Коненков родился 10 июля 1874 года в селе Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-1896), в частности у С. И. Иванова и С. М. Волнухина, а также в Академии художеств (1899-1902). В 1895-1896 и 1912 годах путешествовал по Европе и Средиземноморью, испытал влияние скульптурной архаики. Жил в Москве, наезжая в родную Смоленщину. В своих дореволюционных вещах виртуозно воплотил типичный для модерна мотив человека-в-стихии, стихии природы и истории. Провозвестия грядущей революции (Самсон, разрывающий узы, глина, 1902, первый вариант не сохранился), таинственный мир музыки (Паганини, гипс, 1906, Русский музей, Петербург), крестьянские и фольклорно-мифологические темы (Старичок-полевичок, Стрибог, обе работы - дерево, 1910, Третьяковская галерея), - все это слагается в космос форм, как бы преображающихся на глазах у зрителя; особенно эффектным это преображение выглядит в произведениях из дерева, разного рода "полевичках", "леших" и других существах, "нарождающихся" из ствола или корневища. Зарекомендовал себя также как мастер портрета (Сказительница М. Д. Кривополенова, дерево, 1915, там же) и декоративного ансамбля. Работы мастера, созданные по плану монументальной пропаганды (мемориальная доска Павшим в борьбе за мир и братство народов, цемент, 1918; группа Степан Разин со своей ватагой, дерево, 1918-1919; первая была установлена на Спасской башне Кремля, вторая - на Лобном месте, ныне обе хранятся в Русском музее), далеки от официоза. Как и его друг С. А. Есенин, Коненков увлеченно слушал "музыку Революции", но воспринимал ее в трагическом регистре. Выехав в 1923 году с выставкой в США, художник остался в Нью-Йорке. В Америке плодотворно работал, имея много портретных заказов, но значительного успеха не имел. Особенно интересен созданный им в этот период (в смешанной технике) большой цикл символических рисунков-диаграмм, где он, увлеченный идеями религиозного сектантства и теософии, стремился графически запечатлеть и предугадать судьбы человечества (ныне в его музее).
После возращения в Москву (1945) в одной личности как бы сосуществуют "два Конёнкова". Один - автор парадных композиций в "стиле триумф" (скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953-1954) и романтико-патетических портретов (Автопортрет, мрамор, 1954, Третьяковская галерея; Ленинская премия 1957), Герой Социалистического Труда (1969). Другой - уединенный мистик-символист, увлеченно возобновляющий прежние темы, в том числе Паганини и Самсона, работающий над воплощением своих оккультных рисунков в больших, универсальных образах (полуабстрактная - по замыслу светокинетическая - композиция Космос, особенно занимавшая его в последние годы; музей Конёнкова). Умер Сергей Тимофеевич Коненков в Москве 9 октября 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Купальщица, 1917 год

Автопортрет, 1954 год. Третьяковская галерея, Москва

Ф. М. Достоевский, 1955 год. Музей-квартира Ф. М. Достоевского. Москва

Комментариев нет:

Отправить комментарий