Никколо Пизано. Великие скульпторы

Никколо Пизано - итальянский скульптор, основатель школы итальянской скульптуры. Пизано родился в Апулии, на юге Италии. Полагают, что ваянию он обучался именно в южных школах, где процветал дух возрождения классических традиций античности. Вне всякого сомнения, Никколо изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Самая ранняя из ныне известных работ скульптора - шестиугольная мраморная кафедра, выполненная им для баптистерия в Пизе (1260), - стала выдающимся произведением ренессансной скульптуры и оказала огромное влияние на ее дальнейшее развитие. Сделанная из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора, кафедра представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. На пяти парапетах (стенках кафедры), разделенных изящными небольшими колонками в классическом стиле, скульптор представил историю жизни и смерти Христа; одна за другой следуют сцены: Благовещение, Рождество, "Поклонение волхвов", "Принесение во храм", Распятие, Страшный Суд. В этой работе Никколо Пизано использовал традиционные мотивы и сюжеты, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объемность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую богиню Юнону, "Аллегория Силы" в виде обнаженного атлета - античного героя Геракла.
В 1265-1269 гг. Никколо Пизано создал восьмигранную кафедру для собора в Сиене - аналогичную пизанской, но большего размера и более сложную по технике исполнения и композиции. Рельеф здесь глубже, контрасты света и тени резче ("Апокалиптический Христос"), фигуры располагаются теснее, сцены в большей степени насыщены движением ("Поклонение волхвов"). В этот период Никколо имел уже довольно большую мастерскую, среди его помощников были его сын Джованни и Арнольфо ди Камбио. В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264-1267).
Последним крупным проектом скульптора был большой фонтан ("Фонте Маджоре"), украсивший соборную площадь в Перудже. Эта работа, в которой участвовал также и Джованни, была закончена в 1278 году. Множество рельефов, украшающих это произведение, являют собой типичную средневековую смесь: библейские сцены, геральдические животные, персонификации времен года и различных мест, руководители церкви местного масштаба и т.п.
Точная дата смерти Никколо Пизано неизвестна, предполагается, что мастер умер между 1278 и 1284 гг.
"Поклонение волхвов", рельеф мраморной кафедры баптистерия в Пизе, 1260 год. Изображена библейская сцена поклонения Иисусу волхвами в иудейском городе Вифлееме во время правления царя Ирода. Рельеф поражает своей жизненной правдой в изображении как отдельных фигур многофигурных барельефов, так и всей композиции в целом.

"Мадонна с Младенцем", угловая фигура кафедры собора в Сиене, выполнена из мрамора, 1265-1268 гг.

"Апокалиптический Христос", рельеф кафедры собора в Сиене, выполнен из мрамора, 1265-1268 гг.

http://elite-home.narod.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий