Гарзу (Гарник Зулумян). Армянская живопись

Зулумян появился на свет в 1907 году в семья армян, обосновавшихся в Алеппо, Сирия. В юности переехал в Париж, чтобы закончить там школу архитекторов. Формировался как мастер широкого профиля в стенах нескольких художественных школах. В 1939 году он созрел до официальной персональной выставки — и на ней его приняли и признали как крупного творца. С тех пор с почестью Гарзу принимали везде, где он появлялся. В 1956 году ему вручили рыцарское звание «Легион чести», в конце 70-х избрали членом Академии изящных искусств Франции и наградили Национальным орденом Франции «За заслуги». И так далее. Достаточно упомянуть, что сегодня работы Гарзу выставлены в сотне музеев мира, а самое известное творение художника — цикл картин «Апокалипсис» — хранится в армянской церкви Святого Саака в Маноске неподалеку от Марселя. И наиболее внушительный признак успеха: почтовые марки Франции украшают крошечные репродукции полотен художника.

Каждый художник создает свой мир, свое космическое мироздание. Этот мир основан на реальных ощущениях, но он уже нереален, поскольку в нем нельзя жить. Понятие абстрактного не связано с каким-либо течением, направлением, оно связано с абстрагированием натуры. Все художники, начиная с наскальных изображений до наших дней, доходят до создания вселенной, своего микромира, не похожего на окружающую среду, не являющуюся подобием жизни.
Вермеер Дельфтский, на мой взгляд, один из наиболее преданных натуре художников, но он очень далек от имитации натуры. Если воссоздать обстановку одного из его полотен, в точности создать фон, одеть в одежду натурщиков и сфотографировать мы станем очевидцами полнейшего абстрагирования натуры. На мой взгляд, Вермеер Дельфтский более абстрактен, нежели Матисс. Измы, направления появляются и исчезают с космической скоростью. Огромный спрос на моду. Предприимчивые дельцы дошли до того, что создают свои произведения без особых затруднений, не прибегая к помощи красок, кистей, холста. Такое "искусство" вряд ли может называться изобразительным.

ГАРЗУ

Щедрый Париж способствовал расцвету таланта голландца Ван-Гога, еврея Шагала, испанца Пикассо, он выковал в своем горниле звучное имя армянина Гарзу.
Поэтическая лира Гарзу печальна и задумчива. Не находя утешения в окружающей действительности, он ищет свои идеалы в прошлом, переносясь в старые добрые времена. Воспоминания всегда утешают, память сохраняет о них далекий печальный свет. По своим устремлениям, по складу мышления Гарзу ближе к старым мастерам, и если даже в его произведениях нет прямой аналогии с их творчеством, невозможно не ощутить это в атмосфере его полотен.
Арлекин мастера, смотрящий сквозь щели маски, в каком-то смысле автобиографичен, будто сам художник переносится в ушедшие эпохи, в далекие края, скрывая свое истинное состояние, чувства и переживания. И этот Арлекин-Гарзу, живущий в готическом замке, уносящийся на парусном корабле в залив мечты, обитающий в призрачном Версале или в столице водного царства Венеции, трогает самые чувствительные струны нашего сердца…
Рисунок Гарзу, - основа его мировоззрения. В его кардиограмме, словно очерчен пульс эпохи, дыхание планеты. Беспокойные "колючие" очертания предметов сообщают рисунку остроту, выразительность, придают ему черты глубокой образности. Тонкие переплетения линий составляют плотную графическую сеть, обогащающую фактуру. В этом кажущемся хаотическом переплетении соблюдается строгая конструктивность и архитектоника.
Мир Гарзу - ирреален, он преисполнен таинственностью и очарованием. Произведения художника, носящие характер необычайного спектакля, вовлекающего в себя специфическую атрибутику со старинными пушками, сказочными кораблями, рыцарскими доспехами - не воспринимаются, однако, как анахронизм, иллюстрирование сценок старины. Напротив, создается ощущение существующего мира, словно, стоит отодвинуть слегка занавес, и ты перенесешься на этот очаровательный остров, уединишься и на время спасешься от грохота и суеты современной жизни.

Генрих Игитян

"Гарзу, в чьем творчестве упрощенное стилизованное воображение гармонирует с тайными замыслами сюрреализма, непрерывно напоминает тему пространства. Его часто терзает мысль - открыть запертую дверь. "Я часто мучился, пишет он, - из-за навязчивой идеи комнат с запертыми дверьми, где мне казались, люди, как заключенные, желающие избежать своей судьбы".

Рене Хайг

"Гарзу своими средствами выражения создает странную, соблазнительную и неожиданную атмосферу, превращающую его искусство в нечто театральное. Его образы словно возвещают начало какого-то представления, которому никогда не суждено инсценироваться. Искусство Гарзу - обряд".

Пьер Кабан

"Мы входим в особо таинственную среду, в страну, где беспокойство постоянно растет, тревога становится более угнетающей. Гарзу в этом прямолинейном хаосе остается единственным пророком новых времен, предугадывающим Апокалипсис".

Андре Варно

"Гарзу, - это чувствуется с первого взгляда, бдительный художник… Он цепляется за кормильца - землю. За ту землю, где воля человека заставляет его жить даже в такое время, когда боги ада иногда пробуют поразить ее молнией".

Пьер Ламберти

Апокалипсис. Музыкант (деталь), 1989, настенная роспись, Церковь Манос






Покинутый корабль, 1981, х./м., 33x40 см, собственность семьи художника


Церемония, 1976, х./м., 81x65 см


Красная комната, 1974, х./м., 193x253 см, МСИ, Ереван



…И всё же Франция, в особенности узкие улочки Парижа, магическим образом влияют на армянский ум и визуалитет. Под солнцем Монмартра наши художники расцветают как нигде. Вот и Гарзу, в оригинале — Гарник Зулумян. Он прославился как великий иллюстратор, но вовсе не ограничивался этим жанром.


Гарзу приобрел громкое имя в результате работы над иллюстрациями книг великих литераторов — Хемингуэя, Камю и других. Почерк Гарзу легко распознается: насыщенные идеями оригинальные композиции при максимальной емкости выразительных средств. Гарзу вывел книжную иллюстрацию на принципиально новый уровень развития, но проявил себя как серьезный мастер и в других жанрах, в том числе живописном. Неуемная энергия армянина, его работоспособность вылились в шедевры росписи по фарфору и гравюры. Гарзу с удовольствием оформлял спектакли ведущих французских театров. Он разработал дизайн интерьера теплохода «Франция», а, будучи 81-летним художником, расписал часовню в Маноске (а это поверхность площадью 600 кв. метров!).

Гарзу любил свою родину и посвятил ей немало работ. И все они, как правило, отражают переживания художника, вызванные важными событиями в судьбе Армении. В Национальной картинной галерее Армении хранится 305 его работ.

 



















http://janeik.livejournal.com
http://arvest.armenia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий