«Тоска» Джакомо Пуччини


Либретто оперы «Тоска»
Первый акт
Церковь Сант-Андреа делла Валле в Риме, июнь 1800 года.
Чезаре Анджелотти, консул павшей Римской республики, сбежавший из тюрьмы Кастель Сант-Анджело, скрывается в церкви Сант-Андреа. Его сестра, маркиза Аттаванти, подготовила в семейной часовне все необходимое для побега. Он находит в условленном месте ключ от часовни, открывает калитку и исчезает в глубине. Входит ризничный сторож, жалующийся вслух на многочисленные поручения, которые дает ему художник Каварадосси: он должен постоянно мыть кисти, которыми художник рисует.

Звонят о начале молитвы к Пресвятой Богородице, и ризничий становится на колени, чтобы произнести молитву. В этот момент его застает Каварадосси. Художник взбирается на леса и подходит к картине, над которой работает: это Магдалена, в ее чертах ризничий узнает незнакомку, которая уже несколько дней подряд приходит в церковь и обращает к богу свою ревностную молитву. И в самом деле, Каварадосси изобразил маркизу Аттаванти, незаметно наблюдая за ней в последние дни, когда она под прикрытием молитвы готовила побег своего брата. Он достает медальон с изображением своей возлюбленной, певицы Флории Тоски, и упоенно сравнивает столь разные проявления красоты (ария «Сокровенные гармонии»). Каварадосси отпускает ризничего и в тишине возвращается к своей работе.

Анджелотти, думая, что церковь пуста, открывает калитку часовни. Художник оборачивается на звук отпираемого замка. В этот самый момент Анджелотти с радостью узнает в нем старого друга. Художник спешит ему навстречу, но их разговор прерывается приходом Тоски. Она пришла в церковь, чтобы назначить художнику любовное свидание на его сельской вилле после вечернего спектакля, где она будет петь главную партию. До того как она вошла, Каварадосси успевает передать беглецу корзинку с едой и опять подталкивает его к часовне, чтобы спрятать. Затем художник спешит встретить Тоску, но он рассеян, несмотря на то, что она пытается очаровать его (ария «Не скучаешь ли о нашем милом домике»). Каварадосси не терпится, чтобы его возлюбленная ушла, тогда он сможет помочь Анджелотти. Тоска замечает картину, прекрасный портрет Магдалены, в которой сразу же узнает маркизу Аттаванти. Она ревнует и подозревает любовную связь между маркизой и художником, но Каварадосси все отрицает и успокаивает ее.

Влюбленные расстаются, Каварадосси может вернуться к Анджелотти. Сестра Анджелотти подготовила под алтарем женскую одежду. Она сделала невозможное, чтобы вырвать брата из рук главы полиции Скарпии. Художник передает беглецу ключ от своей виллы и рассказывает ему, где скрыться в случае необходимости. Оружейный выстрел из тюрьмы Кастель Сант-Анджело предупреждает их о том, что побег раскрыт, и они выбегают вместе.

Переполненный ликованием по поводу победы австрийцев над Наполеоном, ризничий вбегает в церковь и зовет воспитанников и певчих капеллы, чтобы сообщить им о празднествах, которые будут проходить по случаю этого исключительного события. Последовавшее за этим шумное веселье внезапно прерывается приходом Скарпии, главы папской полиции, который разыскивает беглеца, за ним следуют Сполетта и несколько полицейских сыщиков. Скарпия допрашивает ризничего и обнаруживает в незапертой часовне Аттаванти веер с фамильным гербом. Этот веер и пустая корзинка художника наводят его на подозрение в сообщничестве не только маркизы, но также и Каварадосси.

Приходит Тоска, чтобы отложить свидание с возлюбленным, и, не застав художника на месте, начинает с новой силой подозревать его в измене. В надежде, что ревность певицы приведет его к месту, где скрывается Анджелотти, Скарпия показывает Тоске веер Аттаванти, говоря при этом, что нашел его на лесах художника. Тоска узнает герб и с твердым убеждением, что Каварадосси увлекся прекрасной маркизой, отправляется на виллу. Скарпия отдает приказание Сполетте и трем сыщикам следить за ней, удовлетворенно предвкушая успех своей уловки, благодаря которой в его власти окажется не только глава республиканцев, но также и прекрасная пылкая певица (ария «Иди же, Тоска! В твоем сердце будет место и для Скарпии»). Священное песнопение «Господа бога славим», донесшееся из глубины церкви, заставляет его содрогнуться, он словно пробуждается ото сна, приходит в себя и крестится, предавшись благочестивой молитве.

Второй акт
Комната Скарпии на верхнем этаже Палаццо Фарнезе.
В то время как в соседних залах проходят празднества, проводимые королевой Неаполитанской Марией Каролиной в ознаменование победы генерала Меласа, Скарпия в задумчивости сидит за накрытым столом в ожидании новостей от своих сыщиков. Он уже предвкушает удовольствие, которое испытает, заставив певицу отдаться ему: «Она придет из любви к своему Марио!». Входит Сполетта, который преследовал Тоску до самой виллы. Он не обнаружил никаких следов Анджелотти, однако арестовал Каварадосси за соучастие. Скарпия вызывает художника на допрос: художник отрицает все обвинения. Вбегает Тоска, вызванная запиской главы полиции. Она удивлена, увидев Каварадосси, который едва успевает дать ей знак молчать перед тем, как его уводят в комнату пыток.

Скарпия допрашивает Тоску, которая сначала делает вид, что ничего не знает. Но барон объясняет ей, что художника подвергают пыткам, и Тоска, услышав его крик, уступает и раскрывает место, где прячется Анджелотти. Скарпия приостанавливает пытку и велит привести художника. Когда художник приходит в себя, он узнает, что Тоска призналась во всем и проклинает ее. А когда Скарпия сообщает о победе Наполеона при Маренго, художник ликует: «А! Все же бог есть, и он мстит!», но Скарпия с насмешкой отвечает, что художника не ждет ничего, кроме виселицы, и велит увести его.

Силой Скарпия удерживает Тоску, которая пытается последовать за художником, и его тон сразу становится сладостным: «Вы так расстроены? Ну же, прекрасная синьора, присядьте сюда. Хотите, мы вместе подумаем, как его спасти?». «Какова цена?» — спрашивает Тоска. Скарпия отвечает: «Говорят, что я продажен, но прекрасной женщине я не продаюсь за звон монет… Стань моей!». В ужасе певица обращается к богу, не понимая, в чем причина ее страданий, вспоминая свою жизнь, отданную искусству (ария «Я жила искусством»). Она молит Скарпию о пощаде, но он остается непоколебимым в своем решении.

Разговор прерывает Сполетта: Анджелотти, которого обнаружили в его укрытии, покончил с собой, а Каварадосси готов к казни. Эти новости сломили последнее сопротивление Тоски, которая, однако, желает, чтобы ее возлюбленного освободили немедленно. Скарпия не может выполнить этого, и ему приходится сделать вид, что он исполняет ее требования: Каварадосси будет расстрелян холостыми патронами. Отдав приказ Сполетте в присутствии Тоски, он хочет, наконец, получить свое вознаграждение, но Тоска просит еще охранную грамоту, чтобы уехать из Рима вместе с возлюбленным.

В то время как Скарпия пишет, певица случайно замечает кинжал на столе и тайком берет его. Скарпия заканчивает выписывать охранную грамоту, прилагает печать, затем приближается к Тоске, чтобы обнять ее. Но сладострастные интонации превращаются в крик ужаса — Тоска наносит ему удар кинжалом в самое сердце. Барон умирает у ее ног, а она берет охранную грамоту и, положив распятие на тело Скарпии, выбегает из комнаты.

Третий акт
Крепостной вал близ Кастель Сант-Анджело.
Еще ночь, но уже забрезжил слабый серый свет, предвещающий зарю. Колокола звонят к заутрене, слышится песня пастуха, ведущего на выпас стадо. Отряд стражников приводит Каварадосси и передает тюремщику. Художнику остается один час жизни. Каварадосси отдает тюремщику кольцо за то, чтобы тот передал его последнее послание Тоске. Художник пишет, и его охватывают воспоминания о свиданиях с его возлюбленной, эти мысли еще больше усиливают его отчаяние (ария «И сверкали звезды»).

Приходит Тоска, показывает ему охранную грамоту и рассказывает об убийстве и о соглашении со Скарпией. Каварадосси целует ее невинные руки, отомстившие злодею (ария «О нежные руки, кроткие и чистые»), и влюбленные предаются мыслям о будущем счастье. Приходит взвод для приведения казни в исполнение. Тоска просит возлюбленного правдиво исполнить свою роль. Раздается залп, художник падает. Сержант подходит к нему и подтверждает смерть, а Тоска следит за каждым движением, опасаясь, что Каварадосси от нетерпения сделает какое-либо движение или заговорит раньше необходимого. Когда же отряд солдат удаляется, Тоска обнаруживает горькую правду: она была обманута, и Марио в самом деле мертв.

Между тем слышатся смутные голоса: обнаружено убийство Скарпии. Полицейские Шарроне и Сполетта прибегают на крепостной вал, чтобы арестовать Тоску, но она вырывается из их рук, взбирается на парапет и бросается в пропасть, выкрикивая свой последний вызов: «О Скарпия, да рассудит нас бог!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий